Изображения

Обычная версия

Доклад начальника Управления строительства и эксплуатации автомобильных дорог Е.В. Туриева

22 июня 2018, 11:25

Скачать (docx, 51 KB)

Уважаемый Роман Владимирович, уважаемые члены коллегии!

 

ФАИП

Программой ФАИП на 2018 год предусмотрен объем финансирования в размере 117 млрд. рублей на строительство, реконструкцию и комплексное обустройство автомобильных дорог федерального значения, включая выполнение проектно-изыскательских работ (110 стр/рек+6 КО+1 ПИР). Кассовое исполнение за 5 месяцев 2018 года составило 17,4 млрд. рублей или 15% от годового плана (за аналогичный период 2017 года - 20 млрд. рублей или 18%).

С учетом подготовленных предложений по внесению изменений в ФАИП в 2018 году запланировано выполнение работ по 389 объектам строительства, реконструкции, комплексного обустройства и проектирования на федеральной сети автодорог (142 стр/рек+118 КО+129ПИР.)

 Строительство и реконструкция

Программой ФАИП предусмотрена реализация 142 объектов строительства и реконструкции. В настоящее время заключено 95 государственных контракта на выполнение строительно-монтажных работ, из которых на 81 объектах подрядные организации приступили к выполнению работ, а на 14 объектах ведутся подготовительные работы.

Из 47 незаконтрактованных объектов по 9 объектам организованы процедуры определения исполнителей работ, а по оставшимся 38 объектам государственные заказы будут размещены в течение года.

В 2018 году программой планируется завершение работ на 43 объектах строительства и реконструкции с вводом участков автомобильных дорог в эксплуатацию протяженностью 280,35 км.

На сегодняшний день введена в эксплуатацию автодорожная составляющая транспортного перехода через Керченский пролив протяженностью 19 км и I этап автодорожного подхода к нему мощностью 40 км.

Введен в эксплуатацию участок реконструкции М-7 «Волга» км 888 – км 901 в Республике Татарстан протяженностью 13,5 км.

В Тверской области завершены работы по строительству обхода г. Твери протяженностью 19,59 км. Построена транспортная развязка на Дмитровском шоссе на км 46+450 в Московской области протяженностью 2,8 км.

Вместе с тем, на сегодняшний день так и не введены в эксплуатацию 5 объектов, ввод которых был запланирован еще в 2017 году. Завершение работ по данным объектам должно быть на особом контроле у руководителей ФКУ.

ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" - Реконструкция а/д М-7 "Волга" на участке км 941+000 - км 957+400, Республика Татарстан (16,306 км);

ФКУ Упрдор "Холмогоры" - Реконструкция а/д А-114 на участке км 115+400 - км 123+800 в Вологодской области (9,02 км);

ФКУ Упрдор "Прикамье" - Реконструкция а/д М-7 "Волга" на участке км 588+000 - км 601+000 в Чувашской Республике (5,623 км);

ФКУ Упрдор "Прикамье" - Реконструкция а/д 1Р 178 на участке км 84+000 - км 97+500 в Республике Мордовия (9,85 км);

ФКУ "Уралуправтодор" - Реконструкция а/д 1Р 242 участок км 33+415 - км 47+400 в Пермском крае (7,931 км).

ИТОГО: 48,73 км

Пользуясь возможностью, считаю необходимым довести до сведения информацию о результатах выездной проверки Федерального казначейства в части использования средств федерального бюджета на строительство транспортной развязки на автомобильной дороге М-7 «Волга» в Московской области, проведенной в рамках проверки ФКУ Упрдор Москва – Нижний Новгород в 2018 году.

Так, в качестве выявленного нарушения указана оплата дорожно-строительных материалов без фактического выполнения строительных работ.

Заказчиком в 2017 году по результатам проведенного заседания технического совета принято решение о выделении в составе единичных расценок позиций по изготовлению строительных материалов и изделий. В декабре 2017 года заказчиком изготовление строительных материалов и изделий оплачено подрядчику.

Согласно положениям Методики определения стоимости строительной продукции в Российской Федерации стоимость затрат на приобретение и изготовление материалов и изделий входит в сметную стоимость строительства. При этом заблаговременная закупка материалов снижает риски по реализации объекта в целом. Однако в рамках приводимых мероприятий по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере подобный механизм зачастую выявляется как нарушение.

С целью исключения такого рода недочетов и неурегулированностей, прошу руководителей ФКУ учесть данную информацию в работе.

Комплексное обустройство

В рамках выполнения мероприятий, направленных на повышение уровня обустройства автомобильных дорог ФАИП предусмотрена реализация
118 объектов, из которых по 75 объектам государственные контракты заключены.

Из 43 незаконтрактованных объектов по 9 объектам организованы процедуры определения исполнителей работ, а по оставшимся 34 объектам государственные заказы будут размещены в течение года.

В 2018 году планируется завершить 90 объектов с вводом следующих мощностей:

463 км линий электроосвещения;

20 надземных пешеходных переходов в разных уровнях;

24 км барьерных ограждений;

5 285 пог. м шумозащитных экранов;

8 автобусных остановок;

1 площадка отдыха.

В настоящее время к выполнению строительно-монтажных работ на объектах обустройства приступили на 37 объектах, на 2 объектах работы завершены и проведены приемочные комиссии, по 2 объектам получено разрешение на ввод в эксплуатацию.

Проектно-изыскательские работы

ФАИП предусмотрена реализация 129 объектов проектирования (ПИРы на строительство, реконструкцию и обустройство), из них 70 объектов подлежат завершению в текущем году.  Кроме того, по 33 объектам ПИР срок завершения разработки проектной документации был перенесен с 2017 на 2018 год.

По итогам 5 месяцев 2018 года по 8 объектам получено положительные заключения государственной экспертизы, из них 4 по объектам со сроком завершения работ в 2017 году и ранее.

В ходе проведения контрольного мероприятия деятельности Федерального дорожного агентства за 2017 год Счетной палатой Российской Федерации отмечен низкий уровень завершения проектно-изыскательских работ в установленные государственными контрактами сроки. Фактически в 2017 году положительные заключения государственной экспертизы получило только 40% проектов  от запланированного объема. Сейчас ситуация выправляется.

И вина за срывы сроков выполнения работ лежит не только на проектировщике, в равной мере она лежит и на Заказчике. Обязанность и ответственность заказчика за грамотное планирование сроков выполнения работ, за постоянный и жесткий контроль их выполнения с Заказчика никто не снимал. Естественно, к Подрядчику должны неукоснительно применяться в полном объеме все штрафные санкции за неисполнение условий государственного контракта. 

Прошу руководство ФКУ повысить внимание данному вопросу, организовать регулярное проведение технических советов по рассмотрению проектных решений и хода проектно-изыскательских работ в целом.

Особое внимание при рассмотрении технических решений проектов строительства, реконструкции или капитального ремонта  прошу обратить на применение инновационных строительных технологий, каменных и битумных материалов учитывая увеличение межремонтных сроков до 24 лет.

Возвращаясь вопросу контроля сроков производства проектных работ, хочу напомнить, что в 2017 году все ФКУ были подключены к системе учета предварительных заявок на государственную экспертизу проектной документации в ФАУ «Главгосэкспертиза России». Актуализация информации в системе должна носить регулярный и своевременный характер. 

 Транспортный переход через Керченский пролив

Знаковым событием 2018 года для транспортной отрасли и для всей России в целом стало торжественное открытие 15 мая движения по автодорожной составляющей Крымского моста.

В настоящее время проезд открыт для легкового транспорта и автобусов, обеспечивающих пассажирские перевозки. Открытие движения для грузового транспорта планируется в конце 2018 года.

В настоящее время продолжаются строительно-монтажные работы по железнодорожной составляющей Транспортного перехода.

Завершение работ по железнодорожной составляющей Транспортного перехода запланировано в декабре 2019 года.

 Капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог и искусственных сооружений 

Государственной программой «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 года № 1596 установлено, что доля протяженности федеральных автодорог соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям по подведомственной ФКУ сети, по итогам 2018 года должна составить  не менее 82,8%,  (2019 г. – 84,7%, 2020 г. – 85,07%, 2021 г. – 85,07%).

 В целях увеличения нормативного ТЭС объем финансирования работ по капитальному ремонту, ремонту и поверхностной обработке автодорог в 2018 году составляет более 180 млрд. рублей и более 70 млрд. рублей на нормативное содержание автодорог.

Планируемый ввод в эксплуатацию участков автодорог в 2018 году составит более 8,2 тыс. км, в том числе:

после капитального ремонта – более 1,78 тыс. км (99 млрд. рублей)

после ремонта – более 3,4 тыс. км (56 млрд. рублей)

после устройства защитных слоев и ШПО – более 3,0 тыс. км (19,9 млрд. рублей).

  • По состоянию на 01.06.2018 кассовое исполнение по капитальному ремонту, включая искусственные сооружения, составило 14,3 млрд. рублей или 12,9% от годового объема финансирования (аналогичный показатель 2017 года – 10,8 млрд. рублей или 11,1%).

По состоянию на 01.06.2018 кассовое исполнение по ремонту, включая искусственные сооружения, составило 7,7 млрд. рублей или 10,9%  от годового объема финансирования (аналогичный показатель 2017 года – 6,3 млрд. рублей или 10,2%).

Для обеспечения ввода объектов в 2018 году прошу завершить до 1 июля 2018 года процедуры с проектной документацией и согласования начальных максимальных цен. 

При этом проектная документация должна соответствовать утвержденному техническому заданию на ее разработку с соблюдением требований безопасности дорожного движения, надежности и долговечности дорожных конструкций и действующих нормативно-технических документов. Отсутствие ПСД влечет за собой исключение объекта из программы дорожных работ.

Но прошу учитывать, что стоимость проекта капремонта и ремонта не должна превышать нормативов, установленных Постановлением Правительства РФ от 30 мая 2017 г. № 658 «О нормативах финансовых затрат и Правилах расчета размера бюджетных ассигнований федерального бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения». Превышение стоимости рассматривается как нежелание использовать прогрессивные технологии и разумные технические решения.

В соответствии с планами Управления, предусмотрено поэтапное приведение к 2020 году до 90% количества искусственных сооружений до нормативного состояния.

В целях реализации данной программы предусмотрено в 2018 году проведение работ по капитальному ремонту и ремонту на 914 искусственных дорожных сооружениях с вводом в эксплуатацию 713 шт. общей протяженностью 28,2 тыс. пог.м., в том числе:

- ремонт искусственных сооружений – 503 шт. протяженностью 21,6 тыс. п.м.

- капитальный ремонт искусственных сооружений – 210 шт. протяженностью 6,6 тыс. п.м.

Объем финансирования на 2018 год капитального ремонта искусственных сооружений составляет 8,5 млрд. млн. рублей, ремонта – 11,8 млрд.рублей.

По состоянию на 1 июня 2018 года объем оплаченных работ по ремонту искусственных сооружения составил 1,7 млрд. руб. (14,6%), по капитальному ремонту – 1,5млрд. руб. (16,4%). 

Высокие темпы работ наблюдаются у ФКУ Упрдор «Забайкалье», ФКУ «Центравтомагистраль», ФКУ Упрдор «Кавказ», ФКУ Упрдор Москва – Бобруйск.

Также отмечу, что при выполнении дорожно-мостовых работ, связанных с долгосрочным ограничением дорожного движения, Федеральным казенным учреждениям следует уделять больше внимания разработке и выбору схем организации временного дорожного движения, чтобы не повышать уровень социальной напряженности пользователей из-за пробок и заторов. Прошу уделять максимальное внимание разделу ПОС и прорабатывать варианты объезда на стадии проектирования. При планировании выполнения работ по капитальному ремонту и ремонту искусственных дорожных сооружений с устройством временных объездов прошу предоставлять технические решения на рассмотрение в Управление строительства и эксплуатации автомобильных дорог.

 Содержание автодорог

 В 2017 году протяженность федеральных автодорог обслуживаемых подведомственными Росавтодору учреждениями составила 50, 4 тыс. км.

В 2018 году высокий уровень содержания обеспечен на 38,8 тыс. км (75,58%) федеральных автодорог, что на 8,6 тыс. км (9,3 %) больше, чем в 2017 году.

По состоянию на 01.06.2018 кассовое исполнение по устройству слоев износа составило 1,8 млрд. рублей или 9,2% от годового объема финансирования (аналогичный показатель 2017 года – 1 млрд. рублей или 8,4%).

Следует отметить, что результаты мониторинга ФКУ «Росдортехнологии» в целом свидетельствуют о неуклонном снижении протяженности участков автодорог и искусственных сооружений с «недопустимым» уровнем содержания.

Объем финансирования непосредственно содержания федеральных автодорог в рамках заключенных долгосрочных госконтрактов  в 2018 году составил 71,7 млрд. рублей (в 2017 году – 65,9 млрд. рублей).

Объем оплаченных работ по содержанию автодорог составил 24,1 млрд. руб. (33,4 %).

Объем финансирования на 2018 год по содержанию искусственных дорожных сооружений составляет 9,5 млрд. руб., из них по состоянию на 01.06.2018 планово-предупредительные работы 2,3 млрд. руб.

Объем оплаченных работ по содержанию искусственных сооружений составил 2,2 млрд. руб. (23,2%), 

Долгосрочные контракты по содержанию 

Действующие сегодня контракты на содержание на 5,5 лет с 1 января 2013 г. завершаются 30 июня 2018 года. Летний период дает уверенность в успешном переходе на следующие контракты с обеспечением своевременной подготовки организаций к  зимнему периоду эксплуатации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2017 № 2866-р утверждены предельные объемы финансирования на период с 1 июля 2018 года по 30 июня 2023 года.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19 декабря 2017 г. № 2866-р подлежат заключению 433 долгосрочных Государственных контракта на 2018-2023 гг. на содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений. Эти процедуры определения подрядчиков в настоящее время завершаются нашими ФКУ.

По содержанию автодорог: 

заключено госконтрактов– 103 шт.;

в стадии заключения госконтрактов – 62  шт.;

проводятся аукционные процедуры  – 76 шт. 

 По содержанию искусственных дорожных сооружений:

заключено госконтрактов – 54 шт.;

в стадии заключения госконтрактов – 63 шт;

проводятся аукционные процедуры  – 75 шт.

Расчет потребности объемов финансирования для нормативного содержания автодорог на период 2018 – 2023 годы производился с учетом нормативов, утвержденных Постановлением Правительства № 658.

Согласно основным положениям данного Постановления при выходе на 85% соответствия дорог нормативным требованиям, существенно снижаются объемы по устранению деформаций дорожного покрытия, по замене знаков, барьерного ограждения.

Вместе с тем ежегодно будет возрастать объем работ по слоям износа и защитным слоям, которые будут доводиться до ФКУ по отдельной программе работ. Таким образом происходит перераспределение в структуре затрат на содержание.

Приказ Минтранса России от 16 марта 2018 г. № 102 «Об утверждении Порядка проведения исполнения контрактных обязательств по содержанию (оценки уровня содержания) автомобильных дорог общего пользования федерального значения» получил по формальным признакам отказ в регистрации в Минюсте России. В настоящее время в Минтрансе прорабатываются варианты взаимодействия с Минюстом по данному вопросу. Поэтому до издания нового приказа и регистрации его Минюстом следует руководствоваться действующим приказом Минтранса № 163 при оценке уровня содержания.

Для поэтапного внедрения в дорожной отрасли механизма реализации КЖЦ и накопления соответствующего опыта Росавтодор 19 марта 2018 г. подготовил и направил в Минтранс России проект распоряжения Правительства Российской Федерации для заключения государственных контрактов в формате, предусматривающем выполнение работ по ремонту и содержанию 4-х участков федеральных автодорог общей протяженностью 194,76 км на двенадцатилетний период с 2018 по 2030 год. В данном пилотном проекте задействованы ФКУ Москва – Бобруйск, Кола, Северо-Запад и Волговятскуправтодор.

Министерство финансов данный проект распоряжения согласовало 30 мая 2018 г. Сейчас проект распоряжения направляется в Правительство России.

Одновременно Росавтодором прорабатывается текстовая часть проекта комплексного контракта между заказчиком и подрядчиком, включающего в себя выполнение работ (оказание услуг) по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

Планом НИОКР Росавтодора на 2018 – 2019 годы планируется разработка рекомендаций по форматам долгосрочных комплексных контрактов, организационно-правовым схемам и финансовым моделям для расширения практики применения контрактов жизненного цикла федеральных автомобильных дорог. Этот документ будет служить не только обосновывающим материалом для внесения необходимых изменений и дополнений в нормативные правовые акты, но и станет основой для типовых проектов долгосрочных комплексных государственных контрактов в различных форматах.

  • В части эксплуатации автодорог обращу Ваше внимание на вопрос который нужно решить в плановом порядке. Это читаемые пользователями информационные «километровые знаки 6.13». Чтобы не вводить участников дорожного движения в заблуждение и было их однозначное понимание, прошу ФКУ в рамках контрактов по содержанию автодорог предусмотреть плановую замену информационных дорожных «километровых знаков 6.13» с нанесением двухстороннего изображения отсчета километрового расстояния только прямого направления исключив обратный отсчет расстояния автомобильной дороги. В разрабатываемой проектной документации, а также на реализуемых объектах по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту автодорог предусматривать и устанавливать аналогичные информационные «километровые знаки 6.13» с отсчетом расстояния только прямого направления. Их замену осуществлять в рамках содержания автодорог в увязке с гарантийным сроком службы знака. При истекшем  гарантийном сроке – до 1 июля 2019 года. Для реализуемых объектов -  постоянно.
  • Тем более, что это предусмотрено в обновленном и проходящем сейчас стадию утверждения проекте национального стандарта ГОСТ 52289 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

 

Безопасность дорожного движения

 Одним из главных приоритетов деятельности Росавтодора является выполнение мероприятий, направленных на повышение безопасности движения.

По итогам 4 месяцев 2018 года на федеральных автомобильных дорогах произошло 5 281 ДТП, в которых погибло 1 398 и получили ранения различной степени тяжести 7 873  человек.

В сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество ДТП на федеральных дорогах снизилось на 8,9 %, а число погибших и раненых сократилось на 5,9 % и 7 % соответственно.

Также на 31,5 % снизилось количество ДТП, на месте совершения которых зафиксированы нарушения обязательных требований к эксплуатационному состоянию автодорог по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.

Особо отмечаю, что в перспективе до 2025 года основным целеполагающим документом в деятельности Росавтодора, направленным на обеспечение безопасности дорожного движения, является Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Согласно данному Указу ключевыми целями в области безопасности дорожного движения являются:

1. Снижение количества аварийно-опасных участков в два раза по сравнению с 2017 годом. Так, в 2024 году количество аварийно-опасных участков на подведомственной сети дорог не должно превысить 405 участков.

2. Снижение смертности в результате ДТП в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом – до уровня не превышающего 4-х человек на 100 тыс. населения (к 2030 году – стремление к нулевому уровню смертности). Для достижения данной цели необходимо снизить уровень смертности в ДТП на федеральной сети дорог до 1600 чел. и ниже.

В целях достижения показателей, предусмотренных Указом, определяется перечень мероприятий, среди которых: актуализация технической базы, пропаганда безопасного поведения на дорогах, создание условий для отдыха водителей,  продолжение работы по устройству объектов электроосвещения, разделению транспортных и пешеходных потоков в пространстве и во времени, усиление контроля за нарушениями водителями ПДД, а также за исполнением подрядными организациями требований  в области безопасности дорожного движения в местах производства дорожных работ.

В целях безусловного исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 при реализации мероприятия по усилению контроля за нарушениями водителями Правил дорожного движения необходимо обеспечить установку в 2018-2019 гг. на подведомственной сети дорог камер фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения общим количеством 1032 комплекса.

В соответствии с доведенными заданиями прошу обеспечить заключение государственных контрактов в срок не позднее 1 августа 2018 г.

Пуско-наладочные работы установленных комплексов с организацией передачи информации в Единое программное обеспечение ЦАФАП МВД России должны быть завершены в срок до 1 апреля 2019 года.

В период с 1 апреля до 1 июня 2019 г. необходимо запустить работу комплексов в тестовом режиме.

С 1 июня 2019 г. необходимо обеспечить полноценное функционирование комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД.

Соответственно, начиная с июня следующего года, требуется организовать мониторинг эффективности проведения мероприятия по устройству комплексов фотовидеофиксации на основе анализа аварийности, в том числе причин возникновения ДТП, ликвидации аварийно-опасных участков на подведомственной сети федеральных автодорог.

 АСМО и ПУИД

В текущем году продолжается работа по обустройству федеральных дорог автоматизированными системами метеорологического обеспечения (АСМО) и пунктами учета интенсивности движения (ПУИД): планируется установить 188 метеостанций и 18 пунктов учета интенсивности. Соответствующая работа будет продолжена до 2020 года для охвата всей федеральной сети. Так, в плановой перспективе планируется установить дополнительно около 400 метеостанций  и 200 пунктов учета интенсивности.

Применение функционала соответствующих технических комплексов направлено не только на снижение прямых затрат на зимнее содержание за счет уменьшения расхода противогололедных и горюче-смазочных материалов,
но и на снижение ДТП за счет предварительного информирования участников дорожного движения о сложных погодных ситуациях, загрузке дорог и, соответственно, об условиях проезда и режимах движения.

(Справочно: по состоянию на 01.01.2018 установлено 1215 АСМО и 969 ПУИД).

 Государственная услуга по выдаче специальных разрешений на движение тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств 

 Это одна из мер по обеспечению сохранности автодорог.  

Данная деятельность отнесена к государственной услуге, что обуславливает повышенные требования к исполнению уполномоченными сотрудниками регламентных требований по оформлению специальных разрешений.

В Росавтодор, в том числе из надзорных органов, поступают многочисленные обращения о фактах нарушения ФКУ процедуры выдачи специальных разрешений.

Среди основных нарушений:

нарушение 4х-дневного срока направления заявок на согласование проезда транспорта в адрес владельцев автомобильных дорог и искусственных сооружений (далее – балансодержатели);

даже при своевременном согласовании балансодержателями маршрута движения сверхнормативного транспортного средства нарушаются сроки оформления специальных разрешений;

направление оформленных специальных разрешений на согласование в территориальное управление Госавтоинспекции происходит по истечению длительного периода времени, несмотря на своевременное поступление всех необходимых согласований от балансодержателей.

Отмечаю, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 5.63.1) предусмотрена ответственность как должностных лиц, так и юридических лиц за нарушение требований законодательства, предусматривающих выдачу специальных разрешений.

В целях обеспечения качественного и своевременного предоставления государственной услуги заявителям прошу исключить случаи нарушения со стороны сотрудников учреждений требований Административного регламента Федерального дорожного агентства по предоставлению госуслуги.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 В заключении еще раз обращаю внимание и прошу усилить контроль и проявить максимально бдительное внимание к качеству выполняемых работ, своевременностью подготовки всех документов – проектных, сметных, разрешительных,  и задать однозначный вектор всем сотрудникам на добросовестное выполнение своих служебных обязанностей.