Выбор региона

Выберите ваш регион из списка или найдите по поиску

подтвердить

Авторизация

Если у вас еще нет учетной записи, зарегистрируйтесь

Электронная почта

Пароль

Забыли пароль?

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, куда будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.

Электронная почта

Регистрация

Если у вас уже есть учетная запись, войдите

Фамилия

Имя

Отчество

Индекс

Почтовый адрес

Электронная почта

Пароль

Повторите пароль



Григорий Прокуронов о перспективах финансирования дорожной отрасли

Заместитель руководителя Росавтодора Григорий Прокуронов рассказал о перспективах и структуре финансирования дорожной отрасли в программе "Реальная экономика" на телеканале "РБК".

За 2014 год в России построено и реконструировано 580 км новых федеральных дорог. Финансирование составило 430 млрд руб. При этом только ещё 52% федеральных трасс соответствуют нормативам. Как снизить стоимость дорожного строительства и ремонта не в ущерб качеству? 

Гости программы: Павел Поспелов, Первый проректор МАДИ и Григорий Прокуронов, Заместитель руководителя Росавтодора.

Ведущий: В бюджете 2016 года какой объём  средств выделяется на дорожное строительство, капитальный ремонт и реконструкцию?

Григорий Прокуронов: Что касается федерального дорожного фонда, то по 2015 году это порядка 620 млрд рублей. Соответственно,  на расходы, связанные с ремонтом и строительством - около 250 млрд рублей. Что же касается 2016 года, то  на сегодняшний день, это более 680 млрд рублей. Соответственно, порядка 260 млрд рублей будут направлены на ремонт и строительство дорог.

Ведущий: Благодаря тому, что бюджетное финансирование в последние годы было неплохим, качество дорог федерального значения непрерывно улучшалось. Согласно статистике, к концу 2014 года лишь 47%  автомобильных дорог федерального значения не соответствовали нормативным требованиям. По текущим планам, есть ли понимание того, на какой горизонт мы можем выйти? Выйдем ли на 75-80% федеральных дорог, которые будут соответствовать нормативам?

Григорий Прокуронов: Для Федерального дорожного агентства это приоритетная задача - приведение в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние федеральных дорог. За последнее десятилетие нам не удавалось превысить порог в 30%. Нужно отметить, что 2014 год стал первым годом, когда мы вышли на 100% финансирования нормативов затрат по федеральной сети, то есть по содержанию, ремонту автомобильных дорог. Скажу, что на начало текущего года уже 52% автомобильных дорог соответствуют нормативу. На начало 2016 года мы уже ожидаем выход на более, чем 60%. Задача, которая сформулирована президентом и сформулирована в государственной программе - на конец 2018 года выйти на 85% дорог, соответствующих нормативам.

Ведущий: Раньше, к сожалению, зачастую финансирование проводилось по остаточному принципу. Считалось долгое время, что благодаря появлению дорожных фондов,− появится  возможность реконструировать российские дороги и строить в необходимом количестве. Привело ли изменение методики финансирования  к изменению ситуации с дорожными фондами?

Павел Поспелов: Конечно. Когда мы говорим о дорожных фондах, мы всегда имеем в виду, что это реальный путь решения проблемы финансирования дорожной отрасли. Потому что то восстановление дорожных фондов, которое состоялось, позволило осуществлять наполнение, независимое от средств, выделяемых из федерального бюджета. Это относится и к региональному, и к федеральному бюджетам. Кроме того, появилась некоторая стабильность и уверенность в завтрашнем дне у тех людей, которые работают на дорогах. Появилась возможность в приобретении материалов, техники, а также создались предпосылки для  восстановления той разрушенной отрасли, которая была некоторое время, когда объёмы дорожного финансирования значительно упали в момент ликвидации дорожных фондов.

Ведущий: Можно ли утверждать, что благодаря стабильному финансированию со стороны федерального центра, дороги федерального значения чувствуют себя гораздо лучше?

Григорий Прокуронов: Да, это так.  Ситуация с местными, региональными дорогами значительно сложней по той причине, что их существенно больше, чем федеральных трасс. Федеральные трассы составляют 50 тыс. км., в то время как местная сеть составляет 800 тыс. км и порядка 500 тыс. км относятся к региональной сети. Что касается образования дорожных фондов, в том числе на региональной и местной сети, мы наблюдаем двукратное увеличение сегодняшних объёмов дорожных фондов по отношению к 2010 году. Таким образом, уверенность дорожников в завтрашнем дне сохраняется. На сегодняшний день, по нашим данным, объём регионального дорожного фонда в совокупности составляет, вместе с Москвой и Санкт-Петербургом, более  500 млрд рублей. На муниципальные дороги направлено более 200 млрд рублей. Можно констатировать, что ситуация развивается, но проблемы остаются.

Ведущий: Есть ли  понимание того, каким будет объём финансирования  федерального дорожного фонда в 2016 году?

Григорий Прокуронов: Да, это порядка 690 млрд рублей.

Ведущий: 690 млрд рублей достаточно хорошая цифра, но надо понимать, что для российских дорог существует  не только вопрос недостаточного финансирования, которое накопилось за десятилетия, но и задача поддержания качества дорожной инфраструктуры, дорожного покрытия, которая, зачастую, обусловлена тем, что по российским дорогам ездит перегруженный сверх нормативов транспорт.

Павел Поспелов: Совершенно справедливо, поскольку мы всегда говорили, что основной проблемой остаётся финансирование дорожной отрасли, даже при появлении дорожных фондов. Когда мы говорим о состоянии дорожного покрытия, то имеем в виду некоторые характеристики. Речь идёт о ровности, которая определяет скорость движения, а также о сцепных качествах, определяющих безопасность. В этой связи, основная цель это обеспечение этих транспортно-эксплуатационных качеств. А основная проблема, вызванная автомобильным транспортом, относится к перегрузу больше 12 тонн, обсуждаемая на государственном уровне. Ко второй проблеме я бы отнёс образование колейности, вопрос шипованных шин мы должны обсуждать и принимать какие-то законодательные меры.

Ведущий:  По перегрузу ситуация ясна, поскольку появилась система мониторинга, предназначенная  для отслеживания этой ситуации хотя бы на федеральных трассах. А есть ли понимание того, что делать с проблемой колейности?

Павел Поспелов: Очень многое делается в сфере технологий. Применение габро-базальтового камня, который мы завозим из Карелии. Но его цена очень высока.

Ведущий: А как это может воздействовать на перевозчиков?

Павел Поспелов: Воздействие на перевозчика это не окажет. Для него главное это ровность покрытия и сцепные качества. Таким образом, мы улучшаем качество за счёт повышения прочности покрытия. Говоря о проблеме финансирования, хочу отметить, что эту проблему мы решаем с другой стороны. Это происходит благодаря внедрению новых технологий, призванных снижать стоимость строительства дорог, не ухудшая их  качества.

Ведущий: Российских дорожников часто упрекают в том, что, к примеру, дороги в Германии служат 30 или 50 лет, а наши меньше.

Григорий Прокуронов: Срок службы дороги, в целом, достаточно длинный. На сегодняшний день мы реализуем нормативно-техническое регулирование  технологии производства работ и поручения президента и правительства по поводу перехода на 12 летний  межремонтный цикл. Это предполагает наличие технологий и применение более дорогостоящих технологий, чем  те, которые применялись вчера, чтобы мы вышли на этот межремонтный цикл. Мы занимаемся этой темой, и переход на эту систему в обозримой перспективе будет осуществлён.

Ведущий: Широко известна претензия российским дорожникам, когда стоимость российских дорог носит запредельный характер.

Павел Поспелов: Странно. Мне казалось, что этот вопрос на российском телевидении мы уже обсуждали два года назад. Мы ясно продемонстрировали, что стоимость наших автомобильных дорог ниже, чем в Финляндии и сопоставима с испанскими дорогами. Хотя наши дорожно-климатические условия значительно сложнее. Но это не повод для того, чтобы утверждать, что наши дороги должны быть дороже.  Что касается Германии, то недавно там были такие проблемы, которые мы давно прошли. Мне звонили из Германии с просьбой прислать туда против гололёдных материалов для поддержания местной сети.

Ведущий: Какова сейчас структура расходования бюджетных средств? Какая часть идёт на поддержание состояния дорог? Какая часть идёт на ремонт? Предполагаются ли в 2016 году крупные  стройки?

Григорий Прокуронов: Что касается содержания ремонта, я ещё раз повторю, что мы ставим эту задачу для себя безусловным приоритетом. Мы продолжаем удерживаться в 100% нормативов финансовых затрат. Говоря о ресурсах отмечу, что в 2016 году мы планируем направлять  порядка 240 млрд рублей на содержание  и ремонт сети. Что касается инвестиционной составляющей, то здесь, конечно, это программа испытывает давление в связи с необходимостью сохранения приоритета, как содержание сохранения действующей сети. В цифрах это выражается в действующем законе о бюджете. Инвестиционная программа Росавтодора составляла 140 млрд рублей, а в проекте бюджета это уже 97 млрд рублей. В этой связи, полагаю, что значимых новых проектов в 2016 году не предвидится.

Ведущий: Создаётся ли впечатление, что текущая ситуация, в связи с тем давлением, о котором говорит Григорий Прокуронов, не располагает к строительству новых дорог?

Павел Поспелов: Да, действительно. Росавтодор уже объявлял, что приоритетом для  ближайшего года будет доведение до уровня технического состояния, которое определено нормами, уже имеющихся автомобильных дорог.

Ведущий: А что Вы можете сказать относительно региональных и местных дорог?

Павел Поспелов: С региональными дорогами ситуация обстоит примерно так же. Ведь недостаток средств заставляет задуматься: как их рациональнее использовать? То есть, если раньше мы доводили объекты от пункта «А» до пункта «В», то теперь, наверное, будет чаще проводиться метод обследования состояния дорог, чтобы обеспечить нормальное функционирование уже имеющихся дорог.

Ведущий: Здесь плохую службу регионам сослужил налоговый манёвр, который отнял у них часть средств, на которую они рассчитывали.

Григорий Прокуронов: Не совсем так. По итогам госсовета, правительством были приняты решения о компенсации выпавших доходов. Это связано с передачей части акцизов, 28%, которых направлялись в федеральный дорожный фонд. А с 2015 года 100% акцизов засчитывется в доходную часть региональных дорожных фондов и региональных бюджетов. Кроме того, в текущем году были приняты решения о компенсации порядка 20 млрд рублей, которые в феврале были направлены в регионы, как разницы между доходной частью и результатами маневра. Так или иначе, на сегодняшний день и в ближайшей перспективе мы наблюдаем, что эта тенденция сохранится. На повестке дня стоит вопрос собираемости этих акцизов.

Ведущий: Эта проблема относится к администрированию?

Григорий Прокуронов: Это относится, скорее, не к администрированию, а к сжатию рынка. Мы ожидаем недостачу акцизов. По нашим данным, на сегодняшний день только 13% потребностей в финансировании дорог удовлетворяется региональными бюджетами. Примерно 36 субъектов РФ держится выше среднего. Соответственно, более 40 субъектов Федерации держится существенно ниже среднего. Таким образом, вопрос недостаточного финансирования, по-прежнему, остаётся. Кроме того, мне бы хотелось отметить, что за последние 2 года муниципальная сеть увеличилась в 4 раза. С воссозданием дорожных фондов началась массовая процедура юридического оформления тех дорог, которые у нас физически находятся в стране.

Ведущий: Насколько активно регионы пользуются другими инструментами для помощи региональным дорожным фондам, кроме акциза на топливо и транспортного налога?

Григорий Прокуронов: Действительно, бюджетным кодексом установлены и другие источники дохода. Они, конечно, незначительны, если сравнить их с двумя основными. Очень небольшая часть субъектов РФ имеет сегодня возможность наполнять дорожные фонды за счёт других источников. Некоторые субъекты РФ существенно увеличивают отчисления в местные фонды до 17-20%  вместо 10% установленных законом. Таким образом, внимание с появлением  дорожных фондов к местной региональной сети  существенно увеличилось.

Ведущий: Павел, есть ли какие-нибудь инструменты и технологии, которые позволили поддерживать дорожную сеть России в нормативном состоянии гораздо более успешно, чем существующие?

Павел Поспелов: Последнее время очень много сделано в сфере внедрения инноваций в дорожное строительство. Затрудняюсь назвать технологию, которая была бы применима за рубежом и  нашла бы отражение у нас. Это относится к металлическим пролётам, строению мостов. Словом, весь необходимый комплекс технологий уже используется.
Ведущий: Здесь есть ещё один нюанс. Часто говорится, что регионы не заинтересованы в строительстве новых дорог, поскольку при подобном строительстве приходится строить ряд капитальных сооружений, типа мостов, которые не дают километрового прироста. Мост есть, деньги потрачены, но дорога выросла незначительно.

Павел Поспелов: Знаете, дорожники говорят «будет мост - будет  дорога». Думаю, регионы заинтересованы, чтобы сейчас, когда большегрузный транспорт появляется на дорогах, создавать маршруты для их передвижения в рамках региона. Тогда они будут готовы, если большегрузный транспорт пойдёт в обход мониторинга, установленного на федеральных трассах.

Ведущий: Что касается системы мониторинга, которая должна заработать с 15 ноября, то, судя по последним публикациям в прессе, автогрузовые компании ещё не очень охотно регистрируются в системе. Нет ли у Вас опасений, что к 15 ноября у нас возникнет ситуация, при которой вдруг грузоперевозчики оказались не готовы?

Григорий Прокуронов: Регистрация в системе на сегодняшний день идёт полным ходом. Все условия для этого обеспечены оператором системы. Конечно, мы рассчитывали видеть большую активность со стороны грузоперевозчиков, чтобы не создавались очереди на 15 ноября. Мы продолжаем работать над этим, в том числе на региональном уровне, как с властями, так и с перевозчиками.

Ведущий: Средства, полученные от этой системы, пойдут на помощь регионам или будут направлены в федеральный бюджет?

Григорий Прокуронов: Те ресурсы, которые мы ожидаем собрать в проектировке бюджета, в доходной части - 39 млрд. Из них в следующем году порядка 8 млрд будет направлено на расчёты с оператором системы. Соответственно, оставшиеся 31-32 млрд  пойдут в региональный дорожные фонды по двум направлениям. Часть средств будет направлена на поддержку региональных ГЧП-проектов, а вторая часть пойдёт на оказание поддержки в строительстве конструкций уникальных искусственных сооружений. 

— Разместил/а Минина Ирина , 29 октября 2015, 09:23 , отредактировано 07 апреля 2018, 18:32