Изображения

Обычная версия

Межгосударственная стандартизация в дорожной отрасли

30 сентября 2014, 10:15

Решением Комиссии Таможенного союза «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» № 827 от 18 октября 2011 года был утвержден технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011), который вступает в действие с 15 февраля 2015 года.

Проведенный анализ действующих в государствах-членах Таможенного союза нормативных документов установил, что по многим объектам технического регулирования имеются значительные расхождения, которые послужили бы барьерами во взаимодействии в едином таможенном пространстве. Для обеспечения единообразия норм и устранения технических барьеров в таможенном пространстве необходимо было разработать соответствующие межгосударственные стандарты, обеспечивающие соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог», а также межгосударственных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе, правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения требований технического регламента и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции. 

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 июня 2012 г. № 81 утверждена Программа по разработке межгосударственных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011), а также межгосударственных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции (далее - Программа). 

Программа состоит из 111 позиций с разбивкой их по статьям технического регламента. Все нормативные документы Программы отнесены к следующим объектам:

- Изыскания автомобильных дорог;

- Проектирование автомобильных дорог;

- Строительство автомобильных дорог;

- Эксплуатация автомобильных дорог;

- Дорожно-строительные материалы и изделия;

- Оценка соответствия. 

Распределение межгосударственных стандартов было поручено:  Республике Беларусь  - 8 позиций, Республике Казахстан  - 11 позиций,  Российской Федерации  - 92 позиции. 

Следует отметить, что 92 позициями Программы, закрепленными за Российской Федерацией была предусмотрена разработка 5 комплексов, устанавливающих методы испытаний песка природного и дробленного, щебня и песка шлакового, битума нефтяного дорожного вязкого и т.д. 

В результате, за Российской Федерацией была закреплена разработка 152 межгосударственных стандартов (далее 
- стандарты). Непосредственная разработка стандартов, закрепленных за Российской Федерацией, была распределена следующим образом:

- Министерство транспорта Российской Федерации – 7 стандартов;

- Государственная компания «Российские автомобильные дороги»  (Автодор») – 13 стандартов;

- Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) – 132 стандарта.

Организацией, проводящей экспертизу разработанных проектов стандартов, Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 июня 2012 г. № 81 был определен профильный Межгосударственный технический комитет по стандартизации «Дорожное хозяйство» (далее - МТК 418).

Необходимо отметить, что в целях проведения экспертной оценки проектов стандартов входящих в Программу приказом МТК 418 от 29 января 2013 г. № 1 созданы 5 постоянно действующих Рабочих групп:

- «Проектирование автомобильных дорог» (группа № 1);

- «Искусственные сооружения» (группа № 2);

- «Дорожно-строительные материалы» (группа № 3);

- «Технические средства организации дорожного движения и элементы обустройства» (группа № 4);

- «Транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог» (группа № 5).

В состав указанных рабочих групп были включены эксперты Росавтодора, научно-исследовательских и проектных организаций Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.

Разработка 132 стандартов осуществлялась Росавтодором путем реализации соответствующих научно-исследовательских работ (далее НИР). Исполнители НИР определялись в соответствии с законодательством Российской Федерации, в рамках проведения открытых конкурсов. В рамках реализации Программы Росавтодором были заключены около 60 государственных контрактов. При разработке технических заданий к вышеупомянутым государственным контрактам были учтены требования основополагающих документов в области стандартизации, устанавливающие процедуры разработки межгосударственных стандартов, а также требования, установленные дополнительными процедурами, разработанные секретариатом МТК418 «Дорожное хозяйство». 

Процедура разработки проектов межгосударственных стандартов в общем виде включает в себя следующие стадии:

- Анализ нормативных документов государств-членов Таможенного союза на конкретный объект стандартизации. В ряде случаев были дополнительно проанализированы передовые зарубежные нормы;

- Разработка первых редакций проектов межгосударственных стандартов. Разработка стандартов осуществляется в полном соответствии с требованиями ГОСТ 1.5;

- Экспертиза первых редакций проектов стандартов в секретариате МТК418. В рамках этих работ проходит рассмотрение первых редакций проектов стандартов на предмет соответствия требованиям основополагающих документов в области стандартизации;

- Экспертиза первых редакций проектов стандартов в рамках функционирования рабочих групп при МТК418. На этом этапе проходит рассмотрение первых редакций проектов стандартов экспертами рабочих групп (рассматривается техническая составляющая стандарта). Помимо этого, в рамках этого этапа, при наличии принципиальных разногласий по тексту стандарта, секретариатом МТК 418 организовывается согласительное совещание разработчика с экспертами государств-членов Таможенного союза для выработки единых подходов и достижения консенсуса;

- «Рассмотрение» в автоматизированной информационной системе Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (далее - АИС МГС). В рамках данной стадии проходит публичное обсуждение первых редакций проектов стандартов на межгосударственном уровне (сбор и анализ замечаний и предложений от заинтересованных государств).

- Экспертиза окончательных редакций проектов стандартов в секретариате МТК418. На этом этапе осуществляется рассмотрение окончательных редакций проектов стандартов на предмет соответствия требованиям основополагающих документов в области стандартизации и анализ учета замечаний и предложений, поступивших на стадии рассмотрения первой редакции проекта стандарта;

- Экспертиза окончательных редакций проектов стандартов в рамках функционирования рабочих групп. В рамках данной стадии проходит рассмотрение окончательных редакций проектов стандартов экспертами рабочих групп (рассматривается техническая составляющая стандарта) и анализ учета замечаний и предложений, поступивших на стадии рассмотрения первой редакции проекта стандарта;

- Экспертиза окончательных редакций проектов стандартов членами технического комитета по стандартизации № 418 «Дорожное хозяйство» (далее – ТК 418), а также организация голосования членов ТК 418;

- «Голосование» в АИС МГС. На этом этапе проходит голосование заинтересованных государств, а при наличии замечаний осуществляется сбор и анализ замечаний и предложений, внесение соответствующих поправок и согласование этих изменений с соответствующими национальными органами по стандартизации государств-членов Таможенного союз. Данные мероприятия проводятся при координации секретариата МТК 418.

Сотрудники Росавтодора, являющиеся экспертами рабочих групп при МТК 418 «Дорожное хозяйство», рассматривали как первые, так и окончательные редакции проектов межгосударственных стандартов входящих в Программу и активно взаимодействовали не только с секретариатом МТК418 «Дорожное хозяйство», но и с разработчиками межгосударственных стандартов, также следует отметить их участие в согласительных совещаниях, проходивших в рамках заседаний соответствующих рабочих групп при МТК418 «Дорожное хозяйство». 

Росавтодор совместно с секретариатом МТК418 «Дорожное хозяйство» в настоящее время проводит всесторонний мониторинг реализации Программы, который включает в себя:

- Мониторинг прохождения экспертизы первых редакций проектов стандартов в секретариате МТК418;

- Мониторинг прохождения экспертизы первых редакций проектов стандартов в рамках функционирования рабочих групп;

- Мониторинг прохождения стадии «Рассмотрение» в АИС МГС;

- Мониторинг прохождения экспертизы окончательных редакций проектов стандартов в рамках функционирования рабочих групп;

- Мониторинг прохождения экспертизы окончательных редакций проектов стандартов в секретариате МТК418;

- Мониторинг прохождения экспертизы окончательных редакций проектов стандартов членами ТК418;

- Мониторинг прохождения стадии «Голосование» в АИС МГС.

Мониторинг реализации Программы включает в себя также проведение рабочих совещаний с привлечением разработчика межгосударственных стандартов, представителей Минтранса РФ и секретариата МТК418 «Дорожное хозяйство». Росавтодор в рамках реализации Программы проведено более 10 рабочих совещаний.

Росавтодор организовал разработку межгосударственных стандартов таким образом, что Поручение заместителя Министра транспорта Российской Федерации О.В. Белозерова № ОБ-19-пр от 17.02.2014 (о сроках реализации Программы) было выполнено досрочно и практически за полтора года в установленном порядке разработаны 132 проекта межгосударственных стандартов из которых, по состоянию на сентябрь 2014 года: 66 – приняты, 18 – на стадии принятия, 48 – на стадии голосования. 

Следует отметить, что по масштабности выполняемая работа проводится впервые за всю историю дорожной отрасли. По объему и срокам реализации этой задачи работы, выполняемые дорожной отраслью, не имеют аналогов в других отраслях экономики.