Изображения

Обычная версия

Доклад Министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Л.Р. Сафина

10 мартa 2011, 10:37

Проблемы и пути решения строительства подъездов к сельским населенным пунктам

Уважаемый Игорь Евгеньевич! Уважаемый Анатолий Михайлович!

Уважаемые Члены Президиума! Уважаемые участники конференции!

В силу своего географического положения и исторического развития Республика Татарстан является одним из важнейших транспортных узлов Российской Федерации и характеризуется разветвленной сетью автомобильных дорог.

Дорожная сеть Республики Татарстан включает в себя автомобильные дороги общего пользования протяженностью более 30 тыс. км, в том числе федерального значения - более 1 тыс. км, регионального значения - около 13,5 тыс. км и местного значения -более 15 тыс.км.

По плотности дорожной сети Татарстан занимает одно из ведущих мест в России. Плотность автомобильных дорог общего пользования составляет 214 километров на 1000 квадратных километров территории. Для сравнения - плотность автодорог Ленинградской области - 127 км/1000 кв.км, Республики Башкортостан - 190 км/1000 кв.км.

Значительную долю сети составляют дороги регионального и местного значения, которые обеспечивают транспортным сообщением сельские населенные пункты.

Одним из приоритетных направлений развития транспортной инфраструктуры является обеспечение населенных пунктов постоянной, круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования.

Данная задача соответствует принципам социально-экономического развития регионов Российской Федерации, в том числе и Республики Татарстан.

В настоящее время из 3073 сельских населенных пунктов Республики Татарстан 2161 имеет автотранспортную связь по дорогам с твердым типом покрытия.

Согласно Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» Татарстан внес предложение по соединению 111 населенных пунктов общей протяженностью маршрутов 252 км и объемом финансирования 4,1 млрд. рублей, в том числе 2,5 млрд. рублей за счет бюджета Российской Федерации и 1,6 млрд. рублей из бюджета Республики Татарстан.

Программой дорожных работ 2011 года планируется обеспечить транспортным сообщением 54 населенных пункта, в том числе 26 за счет субсидий из федерального бюджета в объеме 740 млн. рублей.


Сегодня в Республике Татарстан остается 912 населенных пунктов, не имеющих связи по автомобильным дорогам с твердым покрытием протяженностью более 2 тыс.км.

По предварительным расчетам, потребность финансирования для приведения в нормативное состояние данных подъездов составляет более 60 млрд. рублей.

В 2010 году завершены работы по соединению 24 населенных пунктов с сетью автомобильных дорог общего пользования.

Учитывая объем финансирования, необходимого для решения этой задачи в Республики Татарстан, можно представить необходимый объем инвестиций в развитие сети сельских автомобильных дорог в масштабе России.

Для того, чтобы решить проблему строительства подъездов к населенным пунктам, одного увеличения финансирования недостаточно.

Необходимы меры системного характера по совершенствованию нормативно-технической базы транспортной отрасли, отвечающей складывающейся социально-экономической ситуации.

В Советском Союзе существовала единая техническая политика, которая в области строительства была реализована в виде базы нормативных документов (СНиПов, ГОСТов, типовых проектов и т.п.). Сегодня эта нормативная база, обновленная в 80-е и начале 90-х годов прошлого века, не отвечает современным требованиям и экономическим условиям.
Одним из путей выхода из создавшейся ситуации является адаптация зарубежных норм для России.

Ярким примером служит положительный опыт белорусских коллег.

С 2008 года в Республике Беларусь действует Технический кодекс установившейся практики ТКП 45-3.03-96-2008, регламентирующий проектирование местных автомобильных дорог низших категорий. Данный нормативный документ распространяется на проектирование автомобильных дорог, соединяющих малые сельские поселения между собой и с автодорогами более высоких категорий при интенсивности движения до 100 автомобилей в сутки. Дорожная одежда данных автодорог предусматривается облегченных, переходных и низших типов, шириной проезжей части до 4,5м, с максимальным использованием местных строительных материалов, отходов промышленного производства и укрепленных грунтов. С учетом соблюдения условий безопасности дорожного движения, стоимость строительства 1км. такой автомобильной дороги в 2 раза ниже стоимости строительства автодороги 4 технической категории.

Необходимо отметить, что перед нами стоит задача максимально эффективного использования бюджетных ассигнований, выделяемых на изменение транспортной ситуации в сельской местности, т.е. за счет снижения стоимости строительства сельских дорог без ущерба безопасности дорожного движения обеспечить максимальное количество сельских населенных пунктов круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования.

Необходима разработка современной технической политики нашей отрасли, внесение изменений в действующую и создание новой нормативной базы, отвечающей складывающейся социально-экономической ситуации.

Сегодня строить подъезды к малым сельским населенным пунктам по имеющимся нормативам экономически нецелесообразно.

Необходимо вводить отдельный стандарт сельской дороги, имеющий статус технического нормативного правового акта автомобильных дорог низших категорий (ниже 5 технической категории).

При разработке данного нормативно-технического документа предлагаем руководствоваться следующими основными принципами:

• Трасса дороги должна следовать преимущественно сложившимся направлениям полевых и лесных дорог;

• Продольный профиль рекомендуется проектировать максимально по обертывающей линии;

• Расчетная скорость 40 км/ч;

• Ширина земляного полотна 6,5 - 8,0м;

• Заложение откосов земляного полотна не круче 1:3;

• Ширина проезжей части 4,5м;

• Для разъезда встречных автомобилей в пределах видимости, но не более чем через 500м, следует устраивать разъезды, представляющие собой участки с двумя полосами движения с общей шириной проезжей части 6м;

• Дорожная одежда облегченного, переходного и низшего типа с максимальным использованием инновационных и местных строительных материалов.

Строительство в Татарстане опытно-экспериментальных участков в период 2008 - 2010 года показало целесообразность применения новых технологий и существенную экономию при устройстве подъездных путей к населенным пунктам в условиях сельской местности.

Разработка и введение стандарта сельской автомобильной дороги позволит за счет тех же бюджетных средств в два раза увеличить объемы строительства и обеспечить сельские населенные пункты дорогами с твердым покрытием. Без тесного взаимодействия с отраслевой наукой здесь не обойтись.

Уважаемый Анатолий Михайлович, для решения данного вопроса нужна поддержка на федеральном уровне. Предлагаем Федеральному дорожного агентству Министерства транспорта Российской Федерации поручить выполнение научных работ по разработке стандарта строительства дорог в сельской местности отраслевым научно-исследовательским институтам и отработать данный проект у нас , в Татарстане.

Согласно правилам представления, субсидии выделяются на строительство подъездов к населенным пунктам с численностью населения не менее 125 человек. Количество сельских населенных пунктов, отвечающих данному критерию, в Республике Татарстан -257.

Однако значительную долю сельских поселений нашего региона, не имеющих круглогодичную связь с сетью автодорог общего пользования, составляют 655 малых населенных пунктов с числом жителей менее 125 человек.

В связи с реорганизацией общеобразовательных учреждений в Республике Татарстан перед нами стоит серьезная задача - приведение автомобильных дорог в нормативное состояние на существующих школьных маршрутах и строительство новых автодорог на планируемых маршрутах, в том числе к вышеуказанным малым сельским поселениям.
Учитывая малое количество жителей в данных населенных пунктах, среднегодовая суточная интенсивность движения автотранспорта на данных маршрутах составляет не более 100 единиц в сутки, а то и менее 50.

Казалось бы, ничего не мешает строить дороги с невысокой интенсивностью движения к малым сельским поселениям согласно требованиям и транспортно-эксплуатационным показателям 5 технической категории. Но, к сожалению, законодательство не позволяет это делать. И выходит парадокс: по грунтовой дороге можно ездить, а строить автодорогу с твердым покрытием шириной 4,5м не получается.

Уважаемый Анатолий Михайлович! Для решения данной проблемы, выражая мнение коллег многих субъектов Федерации о необходимости внесения изменения в Приказ № 2 от 8 января 1997 года Министерства транспорта Российской Федерации, предлагаем рассмотреть возможность корректировки пункта 4.2 данного приказа с целью разрешения организации регулярного автобусного движения на дорогах 5 технической категории.

Перечисленные проблемы затрагивают интересы всех регионов и требуют системных решений на общефедеральном уровне.

Нам всем необходимо набраться мужества для принятия непростых решений.

Благодарю за внимание.