Изображения

Обычная версия

Приоритетные и текущие направления деятельности дорожного хозяйства по обеспечению реализации положений федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)»

26 июля 2014, 16:37

Скачать документ (doc, 60 kb)

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 1032-р утверждена новая редакция Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. В ней актуализированы аспекты, касающиеся взаимной увязки развития автомобильных дорог на территории Дальнего Востока и Сибири с другими видами транспорта, поставлены задачи по развитию дорожной сети в направлениях комплексного освоения территорий Сибири и Дальнего Востока, повышения безопасности движения, увеличения долговечности дорог, замены искусственных сооружений, находящихся в ремонтонепригодном состоянии. Предусмотрено обеспечение строительства и реконструкции участков и объектов, дающих максимальную отдачу для социально-экономического развития регионов.


В число основных мероприятий Транспортной стратегии включены строительство и реконструкция автомобильных дорог «Байкал», «Амур» с подъездами к населенным пунктам, «Уссури», (Хабаровск – Владивосток), Владивосток - Находка - порт «Восточный», М-56 «Лена». Кроме того, в нее включены мероприятия, направленные на повышение устойчивости работы дорожной сети, путем завершения строительства автодорожных маршрутов «Вилюй» и «Восток». В число крупных инвестиционных проектов Транспортной стратегии на территории Дальнего Востока включены строительство мостового перехода через р. Лена в районе г. Якутска, реконструкция участков автомобильной дороги федерального значения А-331 «Вилюй», реализация комплексного проекта развития транспортного узла «Восточный – Находка», по которому в части дорожного хозяйства предусмотрено строительство объектов автодорожной инфраструктуры на подходах к пунктам пропуска через государственную границу.

В Государственной программе Российской Федерации «Развитие транспортной системы» выделен специальный раздел, касающийся развития транспортной системы на территории Дальнего Востока и Байкальского региона.

Мероприятия по развитию региональных дорог предусмотрены в федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2013 г. № 1128.

Однако, сегодняшняя традиционная полугодовая научно-практическая конференция проводится в городе Владивостоке не только потому, что этому региону уделяется повышенное внимание руководством страны. Росавтодор рассматривает Дальний Восток как один из ключевых регионов для ускорения создания единой дорожной сети, адекватной поставленной задаче обеспечения транспортной доступности всей территории страны.

Дальневосточный и байкальский регионы требует существенного увеличения протяженности дорожной сети. Поэтому при решении поставленной Президентом Российской Федерации задачи по удвоению объемов строительства и реконструкции дорог в период 2013-2022 годы по сравнению с предшествующим десятилетием, дальневосточный сегмент дорожной сети должен стать лидером по объемам финансирования и ввода строек в эксплуатацию. В подпрограмме «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» предусмотрены строительство и реконструкция участков «Лена», «Колыма», «Вилюй», Улан-Удэ - Кяхта до границы с Монголией, Чита - Забайкальск до границы с Китайской Народной Республикой, «Уссури», «Амур» Чита – Хабаровск, подъезд к аэропорту Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск – Холмск.

Вместе с тем важно, чтобы увеличение объемов финансирования в регионе не привело к самоуспокоенности в части поиска новых экономичных решений при строительстве и эксплуатации дорог, внедрения новых технологий.

На дальневосточных дорогах в последние годы активно ведется внедрение инновационных технологий, прежде всего в области мостостроения, строительства дорог в зоне вечной мерзлоты и резко континентального климата. Вместе с тем в значительной степени это применение инновационных технологий направлено на строительство крупных и уникальных сооружений. Однако поставленные перед дорожной отраслью сложнейшие задачи удвоения объемов строительства и реконструкции, приведения в кратчайшие сроки дорожной сети в нормативное состояние требуют перехода к массовому применению новых материалов и технологий, ускорению их внедрения. Этот аспект дорожной деятельности касается всех органов управления дорогами независимо от региона. Тема расширения масштабов внедрения новых материалов и технологий, ускорения внедрения должна, по нашему мнению, стать одной из центральных тем при обсуждении актуальных вопросов развития дорожного хозяйства как на этой конференции, так и на будущих совещаниях, семинарах, форумах.

Актуальность новых технологий, их направленность на поиск решений, дающих эффект в снижении стоимости строительства и уменьшении потребности в ресурсах для последующей эксплуатации дорог повышается в непростых экономических условиях, в которых сейчас работает отрасль.

Объем финансирования из федерального бюджета дорожного хозяйства, находящегося в ведении Росавтодора, на 2014 год предусмотрен в размере 421,1 млрд. рублей. Это на 2 % больше, чем израсходовано в 2013 году (410,8 млрд рублей). Однако, в сопоставимых ценах с учетом инфляции это составляет всего 97 процентов от объемов финансирования 2013 года. При этом существенно изменен подход к планированию дорожных работ. В соответствии с законодательством в 2014 году завершен переход на 100-процентное финансирование дорожно-эксплуатационных работ по утвержденным Правительством Российской Федерации нормативам затрат. Объем финансирования ремонта и содержания автомобильных дорог, находящихся в ведении Росавтодора, на 2014 год установлен в размере 209,2 млрд. рублей. Это на 24 % больше, чем в 2013 году. Соответственно объемы финансирования строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог, находящихся в ведении Росавтодора, приняты в размере 148,8 млрд. рублей, то есть практически на уровне прошлого года (150,6 млрд рублей). Однако, в сопоставимых ценах с учетом инфляции это на 6 процентов меньше, чем израсходовано в 2013 году.

За счет этих средств на федеральных автомобильных дорогах, находящихся в ведении Росавтодора, в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» выполняются работы по строительству и реконструкции на
54 маршрутах федеральных автомобильных дорог. Предусмотрен ввод в эксплуатацию участков общей протяженностью 534,2 км. Проведение капитального ремонта и ремонта на 2014 год предусмотрено на 9370 км, в том числе капитального ремонта -
1670 км, что почти на 30 % больше, чем в 2013 году.

За первое полугодие исполнение бюджета составило 134,5 млрд. рублей, или 32 % годового объема. Наибольший объем выполнения отмечается при капитальном ремонте искусственных сооружений (почти 39 % годового объема), ремонте автомобильных дорог (почти 38 %), строительстве и реконструкции федеральных дорог (37 %). Введены в эксплуатацию участки федеральных дорог общей протяженностью 16,6 км. Для сравнения: в аналогичном периоде 2013 года ввод в эксплуатацию автомобильных дорог федерального значения составил 8,5 км, или почти в 2 раза меньше. С учетом сроков начала активного строительного сезона в большинстве регионов страны такой объем выполнения позволяет обеспечить успешное выполнение годовой программы работ.

В последующие годы до конца срока реализации федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)»  с учетом предельных объемов финансирования, доведенных Минфином России, ситуация с финансированием строек останется напряженной. Объемы финансирования строительства и реконструкции федеральных дорог за период 2017-2020 годов снизятся относительно объемов, утвержденных в ФЦП в настоящее время, на 165,6 млрд. рублей.

Вместе с тем необходимость исполнения поручения Президента Российской Федерации об удвоении вводов дорог в эксплуатацию сохраняется. В соответствии с Государственной программой Российской Федерации «Развитие транспортной системы» на дорогах Росавтодора в 2015 году предусмотрено осуществить ввод в эксплуатацию участков общей протяженностью 534 км, то есть на уровне 2014 года. Однако, к 2016 году ранее созданные технологические заделы в строительстве, позволившие ускорить ввод в эксплуатацию дорог в 2013-2015 годах, будут исчерпаны, и объем ввода федеральных дорог в эксплуатацию сократится до 297,7 км.

Решение сложных задач предстоит дорожному хозяйству и в области эксплуатации автомобильных дорог. Удвоение вводов дорог в эксплуатацию ведет к увеличению потребности в затратах на содержание дорог как из-за увеличения протяженности сети, так и за счет повышения их категории и ширины проезжей части. Увеличивается протяженность федеральных дорог и за счет приемки в сеть новых маршрутов. Так, в 2013 году был создан новый федеральный автодорожный маршрут Вологда-Медвежьегорск, по которому в ведение Росавтодора уже переданы 612 км, подготовлены предложения для включения в перечень федеральных дорог ряда маршрутов на территории Крымского федерального округа. Транспортно-эксплуатационное состояние этих маршрутов существенно хуже, чем на большинстве других федеральных дорог. Для выполнения задания Государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» по доведению к 2019 году уровня соответствия дорог нормативным требованиям до 100 процентов необходимо вложение существенных средств в ремонт и содержание этих автомобильных дорог. В условиях относительной стабильности объема Федерального дорожного фонда увеличение потребности в ремонте и содержании дорог приведет к дальнейшему снижению возможностей финансирования строительства и реконструкции.

Поэтому крайне актуальным является выполнение задач по повышению эффективности расходования бюджетных средств, в том числе в сферах, ставших привычными для нас в последние годы. Необходимо обеспечить более эффективную взаимную увязку планирования строительных и эксплуатационных программ, особенно в части реконструкции и капитального ремонта. Упрдорам  при подготовке предложений по программам работ, а также Росдортехнологии при проведении проверок нужно более внимательно рассматривать вопросы отнесения проектов к этим видам работ, не допуская выполнения за счет капитального ремонта реконструкции и наоборот.

Важным инструментом оптимизации бюджетных расходов будет оставаться размещение государственного заказа. Имеющее место в последние годы в практике Росавтодора достижение экономии цены контрактов при торгах в среднем на 4-5 % при сегодняшних объемах финансирования дает экономию средств до 20 млрд. рублей в год. Эти средства нужно эффективно использовать. Для повышения эффективности использования сэкономленных средств нужно как можно раньше выявлять эту экономию через жесткое соблюдение планов-графиков закупок, обеспечивать своевременное внесение необходимых поправок в ФАИП и в программы работ.

Важным элементом планирования остается своевременное обеспечение строек качественной проектной документацией. Необходимо исключить случаи возврата из ФАУ «Главгосэкспертиза» документации без рассмотрения в связи с несоответствием порядку проведения государственной экспертизы и проверки достоверности сметной стоимости или некомплектности представляемой на экспертизу документации.

Необходимо продолжить активную работу по привлечению в дорожное хозяйство неналоговых и внебюджетных средств.
В 2013 году Федеральным дорожным агентством были получены и переданы в федеральный бюджет 1,7 млрд. рублей средств, полученных от эксплуатации и использования имущества федеральных автомобильных дорог, возмещения вреда, причиняемого перевозками тяжеловесных и крупногабаритных грузов, возмещения ущерба в связи с нарушением подрядчиком условий государственного контракта, удержания обеспечения заявки на участие в торгах в случае уклонения участника от заключения контракта и т.д. На 2014 год запланировано привлечение в федеральный бюджет 1,4 млрд. рублей таких неналоговых доходов.

Существенное увеличение объемов привлечения неналоговых средств к финансированию автомобильных дорог планируется с 2016 года, когда в полном объеме начнет работать система взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, имеющими разрешенную массу более 12 тонн. В настоящее время проводится конкурс на создание и эксплуатацию на концессионной основе этой системы. Введение в эксплуатацию этой системы не только позволит на порядок увеличить поступление в бюджет неналоговых средств за пользование дорогами. Эта мера рассчитана, в первую очередь, на оптимизацию интенсивности транспортных потоков тяжелых автомобилей и на снижение их разрушающего воздействия на дорожные конструкции. Это в перспективе даст и дополнительный финансовый эффект от снижения потребности в объемах финансирования ремонта дорог.

Одним из ключевых элементов повышения эффективности деятельности дорожного хозяйства, как уже отмечено, является инновационная деятельность, модернизация на ее основе системы нормативной технической документации.

В 2014 году инновационная деятельность осуществляется на основе Программы деятельности по решению первоочередных задач в дорожном хозяйстве, Комплекса мер, направленных на увеличение до 12 лет межремонтного срока эксплуатации автомобильных дорог с усовершенствованным типом покрытия, Плана мероприятий по расширению применения современной отечественной продукции нефтегазохимии, программы по разработке межгосударственных стандартов, связанных с введением Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011).

Ведется мониторинг исполнения этого плана, в конце года по сложившейся традиции будут подведены итоги и выбраны органы управления дорожным хозяйством, достигшие в освоении инноваций наилучших результатов.

В завершающей стадии находится реализация программы по разработке межгосударственных стандартов, предусматривающих обеспечение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог». Этот Технический регламент вступит в силу с 15 февраля 2015 года. Все стандарты к этому Регламенту будут приняты до конца текущего года. В Росстандарт Росавтодором направлены 58 межгосударственных стандартов. Обновлены в соответствии с международными нормами стандарты на битумы, разработаны стандарты на каменные материалы. Переработаны основополагающие документы, определяющие правила изысканий и проектирования автомобильных дорог, мостов и тоннелей. Разработан и представлен в установленном порядке проект Свода правил по геометрическому проектированию автомобильных дорог, предусматривающий гармонизацию требований к характеристикам автомобильных дорог с требованиями стандартов, применяемых в других странах. Разработан  проект Свода правил по проектированию и строительству автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения.

Выполнение столь масштабных работ по модернизации нормативно-технической базы дорожного хозяйства осуществляется впервые после 70-х годов прошлого столетия.

Принятие и внедрение новой нормативно-технической базы позволит вывести на современный международный уровень подходы к проектированию автомобильных дорог, использовать более современные материалы и новые более надежные методы их испытаний. В настоящее время в активную фазу входит апробация новой для российской практики системы проектирования дорожных одежд «Суперпейв» в пилотном Северо-западном регионе. Завершена разработка основных методов испытаний органических вяжущих и асфальтобетона по этому методу. Разработаны требования к органическим вяжущим материалам для пилотного региона. До конца строительного сезона должны быть проведены работы по устройству опытных участков, затем начнется наблюдение за ними. После отработки системы в пилотном регионе методология Суперпейв будет распространена и на другие регионы Российской Федерации.

Руководством страны принято решение о проведении в октябре 2014 года заседания Государственного Совета Российской Федерации по вопросу развития дорожного хозяйства. За последние 8 лет это уже третье обращение Государственного Совета к вопросам отрасли. В результате первого такого заседания Государственного Совета в 2006 году была полностью переработана законодательная база дорожного хозяйства, разработан и принят Федеральный закон «Об автомобильных дорогах», осуществлен переход на финансирование ремонта и содержания автомобильных дорог по нормативам денежных затрат.

По итогам второго заседания Государственного Совета в 2009 году была модернизирована система финансирования дорожного хозяйства, созданы дорожные фонды.

Предстоящее заседание Государственного Совета должно стать не менее важным этапом для развития дорожной сети страны, чем предыдущие. И одной из важнейших задач отрасли на предстоящий период должна стать напряженная работа, которая позволила бы доложить Государственному Совету об успешном выполнении программ дорожных работ в 2014 году.

В то же время нашей задачей должна стать подготовка Государственному Совету предложений по дальнейшим  направлениям развития дорожного хозяйства, которые обеспечили бы превращение всей дорожной сети федерального, регионального и местного уровней в современную инфраструктуру, соответствующую масштабу задач по ускорению социально-экономического развития страны.

Основой для этого должно стать успешное выполнение поручений руководства страны по удвоению объемов строительства дорог, по приведению дорожной сети в нормативное состояние.