Изображения

Обычная версия

Итоги 2011 года, задачи и перспективы на 2012-2013 годы

13 мартa 2012, 17:18

Скачать документ (doc, 81 kb)

2011 год был для дорожной отрасли непростым. Непростым потому, что это был год, когда на финишную прямую выходил целый ряд наиболее масштабных строек. Это объекты подготовки к саммиту АТЭС 2012 года в г. Владивостоке и объекты Олимпийских игр 2014 года в Сочи. Негативные последствия мирового финансового кризиса привели к вынужденному сокращению в 2009-2010 годах количества вновь начинаемых строек привело к нарушению технологической непрерывности реализации программ строительства и реконструкции.

 Это отразилось и на объемах ввода объектов в эксплуатацию: в 2011 году были введены в строй участки федеральных автомобильных дорог общей протяженностью  233 км. В то же время следует отметить, что в составе введенных дорог в 2011 году преобладали многополосные участки дорог I категории, сложные транспортные развязки с большой протяженностью съездов. В результате, если перевести введенную в эксплуатацию площадь покрытия в однополосное исчисление, общая протяженность таких введенных в эксплуатацию полос составила в 2011 году 1441 км при 1585 км в 2010 году, то есть всего на 9 % меньше, чем в 2010 году.

В 2011 году объем ассигнований на дорожное хозяйство из федерального бюджета был установлен в размере 312,7 млрд рублей.

Кроме автомобильных дорог, объемы ввода в эксплуатацию которых уже назывались, завершены строительство и реконструкция 4708 пог. м  искусственных сооружений. В 2011 году завершено строительство ряда важных для экономики страны и населения регионов объектов, таких как третий пусковой комплекс обхода г. Нальчика на дороге М-29 «Кавказ», второй этап северного обхода г. Новосибирска, обхода г. Уссурийска на дороге М-60 «Уссури». На дороге М-7 «Волга» на территории Республики Татарстан введен в эксплуатацию мост через р. Вятка длиной 643 пог. м.

Набирает темп реализация проекта замены ремонтонепригодных искусственных сооружений, находящихся в аварийном состоянии, начатая в 2010 году. Если в 2010 году была осуществлена замена 6 ремонтонепригодных искусственных сооружений, то в 2011 году осуществлялись проектные и строительные работы на 44 таких сооружениях. Завершено строительство 15 ремонтонепригодных искусственных сооружений, из них 9 аварийных искусственных сооружений на дорогах «Лена» Большой Невер – Якутск, «Колыма» Якутск – Магадан, М-60 «Уссури», Тюмень – Ханты-Мансийск было реконструировано 9 аварийных искусственных сооружений.

Не все планы удалось выполнить. На участках дороги М-60 «Уссури» в рамках подготовки к саммиту АТЭС в г. Владивостоке из-за срывов сроков подрядными организациями: ОАО «Примавтодор», ОАО «Дальмостострой», ООО «Дальневосточная горно-строительная компания», до наступления отрицательных температур не были выполнены работы по укладке асфальтобетона на проезжей части и ряд других работ. Они перенесены на весенний период 2012 года. Подрядным организациям выставлены штрафные санкции в общей сумме 205,5 млн рублей.

7 декабря 2011 года было открыто рабочее движение по двум съездам транспортной развязки «Адлерское кольцо». 10 января 2012 года одностороннее движение было открыто по самой длинной эстакаде этой транспортной развязки. В ближайшее время состоится открытие движения по остальным объектам, по которым было допущено отставание. Кроме того, Упрдором «Кубань» в 2011 году было завершено строительство подъезда к автомобильному пункту пропуска на границе с Республикой Абхазия на дороге М-27 Джубга – Сочи.

Объем субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации составлял в 2011 году 62,77 млрд рублей. На региональных дорогах были введены в эксплуатацию 1005 км автомобильных дорог, что на 11 % больше, чем в 2010 году, в том числе 8573 пог. метров искусственных сооружений (на 14 % больше, чем в 2010 году). Из этих объемов за счет субсидий из федерального бюджета было построено и реконструировано 603 км, или около 60 % общего объема ввода в эксплуатацию региональных дорог.

По непрограммной части ФАИП в целях восстановления Саяно-Шушенской ГЭС завершена реконструкция автодороги Саяногорск – Майнская ГЭС – Черемушки в Республике Хакасия.

За счет субсидий, предоставленных на строительство и реконструкцию подъездов с твердым покрытием к сельским населенным пунктам, осуществлялись работы на дорогах общей протяженностью 544 км, введены в эксплуатацию подъезды к 210 населенным пунктам с общей численностью населения около 85 тыс человек.

За счет субсидий, выделенных на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог административных центров субъектов Российской Федерации, отремонтировано 8,6 млн кв. м улично-дорожной сети. В пересчете на протяженность улиц, приведенных к одной полосе движения, это составляет 3459 км городских дорог.

За счет бюджетных кредитов, предоставленных на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог в общем объеме 50,85 млрд рублей, осуществлялись работы на 686 км дорог, 31 тысяче пог. м искусственных сооружений.

В рамках инвестиционного проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья», финансируемого с государственной поддержкой из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, в 2011 году завершено строительство мостового перехода через р. Ангару на автомобильной дороге Богучаны – Юрубчен – Байкит в Красноярском крае.

 Важнейшим направлением деятельности Росавтодора на федеральных автомобильных дорогах в 2011 году оставались дорожно-эксплуатационные работы. На федеральных автомобильных дорогах после капитального ремонта и ремонта введены в эксплуатацию участки общей протяженностью 5595 км. Это на 33 % больше, чем в предыдущем году. Кроме того, были завершены капитальный ремонт и ремонт искусственных сооружений общей длиной 17226 пог. м., что в 1,54 раза больше, чем в 2010 году.

 Одним из главных приоритетов в 2011 году было повышение безопасности движения. Прирост протяженности линий искусственного электроосвещения на федеральных автомобильных дорогах составил 662 км. Завершено строительство 24 надземных пешеходных переходов, устроено 175 тысяч пог. метров дорожных ограждений. Построено 2229 пог. метров шумозащитных экранов.

Выполнение этих работ позволило обеспечить существенное снижение величины показателя подпрограммы «Автомобильные дороги» по количеству дорожно-транспортных происшествий с сопутствующими дорожными условиями в расчете на 1 тыс. автотранспортных средств (1,025 при величине показателя, установленного Подпрограммой - 1,385). Вместе с тем в условиях роста численности автомобильного парка их количество выросло на 2,2 % по сравнению с 2010 годом. Число погибших и раненых увеличилось соответственно на 15,5 % и 2,1 %. Руководителям органов управления дорожным хозяйством необходимо жестче подходить к вопросам обеспечения безопасности движения при контроле исполнения подрядчиками государственных контрактов на содержание дорог.

Продолжалось выполнение работ по реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, которая была начата в 2010 году. Проводились мероприятия по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и осуществлялось оснащение наиболее уязвимых объектов инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.

 Работа по оптимизации бюджетных расходов велась на основании одобренного Правительством Российской Федерации 7 июля 2011 г. Плана Росавтодора по повышению эффективности бюджетных расходов на период 2011-2013 годов.

Принимались меры, направленные на ускорение заключения государственных контрактов. Следует отметить, как положительный фактор, что в отличии от предшествующего периода пообъектная детализация включенных в Федеральную адресную инвестиционную программу укрупненных инвестиционных проектов на 2012-2014 годы была осуществлена еще при подготовке проекта ФАИП. Дополнительной пообъектной расшифровки в 2012 году требуют только объекты проектных работ. Уже до конца 2011 года были утверждены расходы и объемы работ на 2012 год по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог федерального значения и искусственных сооружений на них. 27 декабря
2011 г. утверждена тематика первоочередных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 2012 г., по ним уже проведены конкурсы, заключены государственные контракты.

Одним из важных мероприятий в области повышения эффективности бюджетных расходов является применение предусмотренных законодательством конкурентных форм закупок для государственных нужд. В 2011 году было проведено 18 490 процедур размещения государственного заказа. Высокое качество организации размещения государственных заказов и объективность подведения итогов подтверждается тем, что из проведенных в 2011 году открытых конкурсов и открытых аукционов в электронной форме в Федеральной антимонопольной службе обжаловано лишь 180 торгов. При этом 127 таких жалоб были признаны необоснованными.

Проводились торги по процедурам, предусмотренным законодательством для размещения государственных заказов среди субъектов малого предпринимательства. В 2011 году было проведено 2 861 таких процедур, то есть в 1,63 раза больше, чем в 2010 году.

Осуществлялась работа, направленная на повышение качества. Разработана программа повышения качества в дорожном хозяйстве.

Мониторинг деятельности организаций дорожного хозяйства в 2011 году включал в себя мероприятия по контролю качества работ и эффективности использования бюджетных средств, в том числе предоставленных в виде субсидий субъектам Российской Федерации. Были проведены 250 комплексных и тематических проверок. Результаты проверок детально рассматривались, наиболее существенные нарушения и упущения в деятельности выносились на рассмотрение коллегии Росавтодора.

Принят ряд мер, направленных на активизацию работы по правовому обеспечению деятельности дорожного хозяйства. Для повышения эффективности работы по взысканию в доход федерального бюджета ущерба от вреда, причиненного автомобильным дорогам провозом тяжеловесных грузов, привлекались по государственным контрактам эксперты, специализирующиеся на ведении соответствующих судебных дел.

Активно ведется претензионно-исковая работа. В 2011 году Росавтодор принимал участие в качестве стороны в 51 судебном деле, из которых 36 завершены полностью или частично в пользу Росавтодора и 11 дел находятся в стадии рассмотрения.

По предложениям Росавтодора и подведомственных ему федеральных казенных учреждений в реестр недобросовестных поставщиков внесены 10  организаций.

Существенным направлением деятельности Росавтодора в 2011 году была разработка и внедрение инновационных методов, новых технологий, материалов и конструкций.

В этой сфере помощь оказали международные контакты. Участие в международной выставке в штате Невада в США и подробное ознакомление с деятельностью Департамента дорог штата Джорджия дали новый материал для подготовки Программы повышения качества в дорожном хозяйстве. Полезный опыт приобретен во время участия в Двадцать четвертом Всемирном дорожном конгрессе в Мехико.

Для совершенствования методов зимнего содержания дорог были предприняты поездки российских специалистов в Финляндию, Швейцарию, Австрию. Подробнее на результатах этих поездок остановится в докладе Игорь Георгиевич Астахов.

22 ноября 2011 г. Росавтодором утверждена Стратегия развития инновационной деятельности на период 2011-2015 годов.

В течение года разработаны 19 отраслевых методических документов в сфере применения новых строительных материалов и конструкций, менеджмента качества, безопасности движения и других.

Разработаны предложения по гармонизации требований к объектам дорожного хозяйства, действующих в государствах Таможенного союза, Программа повышения эксплуатационной надежности мостовых сооружений на дорогах, входящих в состав транспортных коридоров СНГ. Подготовлен комплекс проектов национальных стандартов в области испытаний дорожно-строительных материалов и конструкций с учетом их гармонизации с международными требованиями.

Подготовлен проект Программы по разработке национальных стандартов в сфере безопасности дорожного движения на 2011-2015 годы.

Утверждены 17 отраслевых методических документов. Зарегистрированы в Едином реестре Минобрнауки России 7 объектов интеллектуальной собственности.

В результате деятельности дорожного хозяйства в 2011 году, протяженность федеральных автомобильных дорог, находящихся в ведении Росавтодора, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, составила 18874 км, или 38,89 % общей протяженности федеральных автомобильных дорог, при величине показателя, установленной ФЦП, 18448 км и 38,67 % соответственно.

Протяженность федеральных автомобильных дорог, обслуживающих движение в режиме перегрузки, составила 12948 км, или 26,68 % общей протяженности федеральных автомобильных дорог, что лучше величин показателей, установленных ФЦП, составляющих соответственно 14574 км и 30,56 %.

В 2012 году и на среднесрочный период объем финансирования дорожного хозяйства из федерального бюджета предусмотрен: на 2012 год - 305,36 млрд рублей, на 2013 год – в размере 351,34 млрд рублей, на 2014 год – 363,12 млрд рублей. Объем финансирования капитального ремонта, ремонта и содержания федеральных автомобильных дорог установлен с учетом завершения в 2014 году перехода на финансирование этих работ по утвержденным Правительством Российской Федерации нормативам затрат. Он составил: на 2012 год - 114,7 млрд рублей, или 63 % нормативной потребности, на 2013 год - 169,7 млрд рублей (85 % нормативной потребности) на 2014 год - 207,1 млрд рублей (100 % нормативной потребности).

Федеральной адресной инвестиционной программой на 2012-2014 годы, доведенной Минэкономразвития России, на федеральных автомобильных дорогах запланирован ввод в эксплуатацию в 2012 году участков общей протяженностью 293,4 км, что на 26 % больше, чем в 2011 году. На 2013 и 2014 годы ввод в эксплуатацию после федеральных автомобильных дорог должен составить соответственно 334 км и 405 км. Вместе с тем площадь покрытия введенных в эксплуатацию федеральных автомобильных дорог с учетом переходно-скоростных полос, съездов развязок, укрепительных полос, в однополосном исчислении составит ориентировочно в 2012 году 1490 км, в 2013 году – 1517 км, в 2014 году – 2217 км.

В 2012 году предстоит завершить строительство и реконструкцию объектов, направленных на подготовку саммита государств АТЭС в г. Владивостоке, в том числе, в основном в первом полугодии 2012 года, выполнить большой объем работ на участке федеральной дороги М-60 «Уссури», прилегающем к г. Владивостоку и обеспечивающем доставку пассажиров и грузов из аэропорта Кневичи, завершить строительство уникального моста длиной 1885 пог. м. на остров Русский через пролив Босфор Восточный в г. Владивостоке.

В период до 2014 года предстоит завершить программу развития г. Сочи как горно-климатического курорта.

Крупные задачи предстоит решать на дорожных сетях, расположенных в пределах крупнейших городских агломераций. Сформирована программа первоочередных дорожных работ на федеральных дорогах Московского транспортного узла. Активно разрабатывается программа развития транспортного комплекса Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Будут осуществляться работы по проектированию и замене 56 ремонтонепригодных искусственных сооружений, из которых 13 искусственных сооружений будут введены в эксплуатацию в 2012 году.

Объем субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации с учетом расширения источников и увеличения объемов финансирования дорожного хозяйства из их собственных бюджетов в результате создания дорожных фондов предусмотрен в общем объеме: в 2012 году – 47,56 млрд рублей, в 2013 году – 31,66 млрд рублей, в 2014 году – 11,9 млрд рублей. Эти субсидии предусматривается направить на софинансирование объектов, имеющих общегосударственное или межрегиональное значение (они распределены по субъектам Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2012 г. № 67-р), а также на строительство и реконструкцию подъездов с твердым покрытием к сельским населенным пунктам. На строительство и реконструкцию таких подъездов предусмотрено направить в 2012 году – 6 млрд рублей, в 2013 и 2014 году – по 7,4 млрд рублей.

Для ускорения решения задачи обеспечения сельских населенных пунктов круглогодичным подъездом с твердым покрытием, важно, что кроме субсидий из федерального бюджета, в Бюджетном кодексе предусмотрено ежегодное выделение на эти цели не менее 5 % объемов дорожных фондов субъектов Российской Федерации. Еще 5 % в 2012 и 2013 годах предусмотрено выделять на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог населенных пунктов. Это позволит обеспечить продление подъездов улицам населенных пунктов, обеспечить подъездами сельскохозяйственные и другие предприятия, расположенные в селах.

Вместе с тем, опыт предоставления субсидий в 2011 году, показал, что многие регионы не в полной мере готовы к решению такой задачи. У них не хватает наработанной проектной документации, статистические данные о состоянии подъездов к селам недостаточно точно отражают реальную картину.

Принятые в законодательстве новации носят долгосрочный характер, объемы финансирования сельских дорог вполне прогнозируемы, поэтому, по нашему мнению, органы управления дорожным хозяйством в 2012 году должны направить усилия на создание заделов по проектной документации, совместно с муниципалитетами провести «ревизию» населенных пунктов на предмет наличия и состояния подъездов, выявить потребность в строительстве мостов, подготовить и утвердить критерии и методики распределения субсидий из своих дорожных фондов.

В 2012 году на федеральных автомобильных дорогах намечено завершить капитальный ремонт и ремонт участков общей протяженностью 6470,5 км, что почти на 16 % превышает объемы 2011 года.

В целях повышения эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на ремонт и содержание автомобильных дорог, увеличения долговечности конструкций автомобильных дорог в условиях повышения весовых характеристик обслуживаемых транспортных средств в 2012 году и в последующие годы намечено увеличение объемов капитального ремонта дорог. Так, в 2012 году запланировано выполнить капитальный ремонт участков автомобильных дорог федерального значения общей протяженностью 794,3 км, или на 33 % больше, чем в 2011 году.

В целом прирост протяженности автомобильных дорог федерального значения, обеспечивающих пропуск транспортных средств с нагрузкой на наиболее загруженную ось 11,5 тонн составит в 2012 году 700 км.

В рамках задач по повышению безопасности движения в период 2012 – 2014 годов на федеральных автомобильных дорогах предусмотрено обеспечить прирост протяженности линий электроосвещения на 1114 км.

На заседании Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения отмечалось увеличение в 2011 году количества ДТП с участием пешеходов. Комиссия решила вернуться к рассмотрению вопроса обеспечения безопасности пешеходного движения в 2012 году. На федеральных дорогах активно ведется строительство пешеходных переходов в разных уровнях. Только в 2012 году намечено осуществлять проектирование и строительство 51 надземного пешеходного перехода. Вместе с тем на заседании Правительственной комиссии было сказано и о нежелании людей в ряде случаев пользоваться надземными переходами. Важной задачей на предстоящий период является усиление внимания к улучшению условий движения для пешеходов. При проектировании переходов в разных уровнях нужно рассматривать варианты подземных переходов с пандусами, которые более удобны для пешеходов. Необходимо обратить внимание и на улучшение переходов в одном уровне, использовать международный опыт, который за последние годы значительно продвинулся в этой сфере, шире внедрять светофоры с ручным включением пешеходом.

В 2012 году и в среднесрочной перспективе будут приниматься дальнейшие меры, направленные на оптимизацию бюджетных расходов, повышение качества работ, разработку и внедрение инновационных методов, новых технологий, материалов и конструкций.

Совершенствование практики осуществления процедур размещения государственного заказа будет осуществляться с учетом создания и развития федеральной контрактной системы.

Значительная работа предстоит в рамках реализации программы повышения качества в дорожном хозяйстве. Важным направлением должно стать повышение квалификации работников. В органах управления дорожным хозяйством необходимо разработать планы переподготовки кадров, начиная от специалистов всех уровней  до начальников управлений и их заместителей. На основе планов должны осуществлять повышение квалификации работников и подрядные организации. Регулярную переподготовку должны проходить как инженерно-технические работники, так и механизаторы.

Одним из важных направлений деятельности Росавтодора в 2012 году является обеспечение информирования органов государственной власти и местного самоуправления, населения, участников рынка о планах по развитию дорожной сети, результатах и эффективности деятельности дорожного хозяйства. Для отрасли это не только обеспечение прозрачности расходов из Федерального дорожного фонда. Дорожные работы неизбежно влияют на деятельность перевозчиков, ухудшают условия движения, создают неудобства для населения. В связи с введением дорожных фондов масштаб дорожных работ на дорогах всех уровней существенно увеличится. Наша задача: путем обеспечения согласованных действий органов управления федеральными дорогами, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований снизить эти неизбежные неудобства, возникающие при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог, до минимума. Для увязки работ на федеральных и региональных дорогах по срокам необходимо в полной мере использовать механизмы и формы мониторинга, предусмотренные «Методическими рекомендациями по реализации государственной политики в области инвестиций и использования автомобильных дорог в субъектах Российской Федерации», направленными Минтрансом России в субъекты Российской Федерации.

В информационной работе важную роль играет официальный сайт Росавтодора. На нем размещена информация о планировании и текущей деятельности Росавтодора, предусматривается постоянное обновление. По итогам рейтинговой оценки открытости официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, в котором участвовали 75 официальных сайтов, Федеральному дорожному агентству присвоено 4 место.

Важным направлением деятельности Росавтодора в предстоящий период будет работа, направленная на эффективное исполнение принятых решений по реформированию системы финансирования дорожного хозяйства. В Федеральном дорожном фонде в соответствии с Бюджетным кодексом предусмотрено, кроме налоговых источников, 14 неналоговых источников. Наша задача: заставить работать эти неналоговые источники на формирование дополнительных средств для строительства и реконструкции дорог.

Часть неналоговых источников формирования Федерального дорожного фонда привычна для органов управления дорожным хозяйством и центрального аппарата Росавтодора. Росавтодор уже ряд лет является главным администратором доходов федерального бюджета от использования имущества, входящего в состав автомобильных дорог, сборов за проезд по российским дорогам иностранных автотранспортных средств,государственной пошлине за выдачу специального разрешения на движение транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.

В то же время опыта сбора платы за оказание услуг по присоединению объектов дорожного сервиса, платы по соглашениям об установлении частных и публичных сервитутов в отношении земельных участков, перечисленных в Бюджетном кодексе, Росавтодор не имеет.

По штрафам за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов и штрафам за неисполнение требований законодательства о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, функция сбора закреплена за другими федеральными органами исполнительной власти. Необходима отработка механизма необходимого взаимодействия с ними.

Чтобы наладить работу в кратчайшие сроки, необходимо проработать вопрос закрепления предусмотренных законодательством неналоговых источников доходов за подразделениями Росавтодора, детально проработать технические аспекты реализации этих источников.

Существенные возможности увеличения объемов финансирования и повышения эффективности использования средств может создать внедрение концессионных механизмов. В 2011 году заключено и реализуется концессионное соглашение на строительство и эксплуатацию транспортной развязки на пятьдесят шестом километре автомобильной дороги М-9 «Балтия». Подготовлены комплекты документов для проведения конкурсов на заключение ряда контрактов «жизненного цикла» на осуществление в рамках единого контракта комплекса работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения. Эти комплекты документов ждут принятия законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях», который прошел в Государственной Думе второе чтение.

Завершая доклад, хочу отметить, что в результате деятельности дорожного хозяйства к 2014 году планируется достичь доли протяженности федеральных автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в размере

52,63 %. К 2017 году этот показатель вырастет до 85 %, что с учетом ежегодного естественного выбытия дорог из нормативного состояния позволяет говорить о приведении сети автомобильных дорог федерального значения в нормативное состояние.