Изображения

Обычная версия

Глава Росавтодора рассказал о новой концепции развития дорожного хозяйства России до 2030 года в рамках Гайдаровского форума

13 января 2017, 20:20

По словам Романа Старовойта, дорожная сеть страны – это транспортные артерии, по которым «едет» экономика и без их развития невозможно добиться ожидаемого социального и экономического прогресса. В разрабатываемой Росавтодором концепции представлены расчеты реальных экономических эффектов, которых удастся достичь благодаря увеличению финансовых вложений в дорожную инфраструктуру.

Проведенная макроэкономическая оценка показывает, что развитие дорог позволит обеспечить устойчивые темпы роста российской экономики в размере 1 процентного пункта ВВП, однако для этого потребуется ежегодно строить около 3,8 тыс. новых километров федеральных дорог (обходов городов, скоростных магистралей), вводить в эксплуатацию свыше 80 тыс. дорог с твердым покрытием. Достижение этих задач и целей потребует существенного объема усилий и ресурсов.

Суть новой стратегии можно отразить в формуле «Быстрые лучшие решения», которая позволит добиться максимально ощутимых для граждан положительных изменений в короткие сроки при оптимальном использовании бюджетных средств и частных инвестиций.

«Первые положительные результаты автомобилисты смогут увидеть уже в ближайшее 1-2 года. За это время вся федеральная сеть страны будет приведена в нормативное состояние. Увеличится также доля протяженности отремонтированных и соответствующих стандартам качества дорог в крупнейших городских агломерациях в 2018 году – не менее 50% и в 2025 году – 85%. А уже к 2030 году будет завершено формирование каркаса скоростных дорог и выполнение нового стандарта автодорожной транспортной доступности», - подчеркнул Роман Старовойт.

Глава Росавтодора также напомнил, что опыт прошлого года, когда почти 11 млрд рублей, собранных в бюджет благодаря работе системы «Платон», были направлены в самые проблемные регионы, показал огромный положительный эффект и позитивный общественный резонанс. За сезон удалось отремонтировать более 1000 самых проблемных дорог в 40 городах и регионах. В Петрозаводске треть улиц была отремонтирована на средства «Платона».

По словам Романа Старовойта, в ближайшие годы основные усилия нужно сконцентрировать на решении проблемы несоответствия между спросом и предложением услуг дорожного хозяйства. Это негативно сказывается на скорости движения пассажирских и грузовых транспортных потоков, снижает уровень безопасности и приводит к неравномерности загрузки автодорожной сети, заторам на ключевых трассах. На сегодняшний день только в 22 регионах из 85 более половины региональных дорог находятся в нормативном состоянии.

В основу новой стратегии заложена цель достижения транспортной связности, обеспечивающей устойчивый экономический рост России и высокое качество жизни населения. Основные усилия дорожников будут сконцентрированы на повышении транзитного потенциала страны, снятии инфраструктурных ограничений, которые сегодня являются так называемыми бутылочными горлышками и препятствуют гармоничному развитию грузовых и пассажирских логистических связей. В этой связи развитие опорного каркаса автомобильных дорог, в который целесообразно включить федеральные и региональные автомобильные дороги, имеющие важное межрегиональное значение, должно стать одним из основных направлений концентрации усилий государства.

Кроме того, Роман Старовойт отметил, что Росавтодор следует общим тенденциям в области совершенствования управленческих моделей: для этого осуществляется переход на принципы проектного управления. Первые два таких проекта – система управления проектом Крымского моста и система управления федеральными трассами на территории Бурятии, были высоко оценены экспертным сообществом в рамках государственного конкурса «Проектный Олимп» в прошлом году. На очереди запуск еще двух направлений с применением механизмов «project management»: внедрение автоматизированной системы весогабаритного контроля большегрузного транспорта для обеспечения сохранности дорог, а также организации технической диагностики федеральной дорожной сети с целью приоритизации проектов, запланированных к реализации.

Стратегические ориентиры развития дорожного хозяйства страны, представленные Росатодором, были поддержаны в выступлении руководителя направления «Пространственное развитие» Центра стратегических разработок Алексея Праздничных. По словам эксперта, низкий уровень финансирования дорог в нашей стране и как следствие их слабая развитость является тем вызовом, который предстоит решить государству в ближайшие годы. Он также отметил, что очевидным фактом является необходимость наращивания поступления в отрасль частных инвестиций, так как ее гармоничное поступательное развитие не возможно исключительно за счет бюджетных средств. Россия должна справиться с этим вызовом - от этого будут зависеть дальнейшие социально-экономические тенденции: будет ли дорожная инфраструктура играть роль поддерживающей отрасли или станет новой точкой роста для экономики страны.