Изображения

Обычная версия

Регионам нужно научиться использовать действующие дороги, прежде чем строить новые

22 октября 2015, 16:13

— Согласно проекту бюджета на 2016 год Федеральное дорожное агентство стало вторым после Министерства обороны РФ по объему выделяемых бюджетных средств. Какие новые проекты будут запущены в 2016 году? 

— Воздержусь оценивать место Росавтодора в рейтинге бюджетов других федеральных органов власти. На самом деле нужно смотреть на другую строчку в проекте бюджета. На строительство и реконструкцию федеральных дорог в действующем бюджете 2015–2017 годов было запланировано 141 млрд руб. Однако, в госпрограмме эта цифра находится в процессе корректировки, и по проекту бюджета на 2016 год на строительство и реконструкцию дорог Федеральному дорожному агентству выделяется 97 млрд руб. При этом ожидается, что мы будем испытывать определенные трудности со средствами по действующим обязательствам. А это, как производная, приведет к сложной ситуации с возможностью начала строительства или реконструкции новых объектов. Поэтому в 2016 году Росавтодор пока не предполагает начало строительства новых значимых объектов, оно возможно лишь по особому решению Правительства РФ.

— А как же мост через Керченский пролив? 

— Этот объект мы уже не считаем новым, он находится в активной стадии реализации. Для следующего года он де-юре уже переходящий объект. Степень его приоритетности понятна: мост будет, и сомнений в этом нет ни у кого.

— Есть ли корректировки бюджета по дорожным объектам, которые готовятся к чемпионату мира по футболу в 2018 году? 

— По чемпионату мира могу сказать, что это объекты, преимущественно, региональные. Есть постановление правительства №518, в котором обозначен весь перечень объектов, в том числе и дорожных. Понятно, что в перечень периодически вносятся изменения, но глобально он не меняется. На сегодняшний день, по-моему, все изменения касаются в основном региональной части, поправок по федеральной части, то есть конкретно по объектам Росавтодора, там нет. 

В рамках текущей деятельности Росавтодор, конечно, занимается подготовкой участков федеральных автодорог к ЧМ-2018, но это преимущественно работы по текущему ремонту и обустройству, приведению дорог к европейским стандартам. И, может быть, мы какие-то вещи с точки зрения ремонтов сделаем или будем делать чуть раньше, чем это могло бы быть. 

— В утвержденном проекте бюджета на 2016 год планируется увеличить финансирование Росавтодора на 5 млрд руб. по сравнению с прежним трехлетним планом. Такая прибавка — это много или мало?

— Для дорожного хозяйства 5 млрд руб. — это весомая сумма, но она не влияет на ситуацию в стране в целом. Как я уже говорил, тут нужно смотреть именно на изменение внутренней структуры расходов, на то, как распределяется общий бюджет в размере 553 млрд руб. Действующим бюджетом предполагалось распределить 548 млрд руб., из которых 141 млрд руб. был запланирован на строительство и реконструкцию дорог. В нынешнем проекте бюджета, как я уже говорил, 97 млрд руб. При этом, одобренный правительством проект предполагает сделать акцент в будущем году на региональную составляющую. 

Кроме того, по поручению президента РФ мы в следующем году расширим возможности использования бюджетных трансфертов в регионы. То есть если в 2015 году мы по правилам могли выделять эти средства только на строительство и реконструкцию региональных и местных дорог, то начиная с 2016 года эти деньги могут быть использованы и на капитальный ремонт. На самом деле, и это мое глубокое убеждение как финансиста, сегодня действительно регионам очень важно научиться правильно содержать те дороги, которые есть, а развивать их следует уже исходя из инвестиционных возможностей. 

Что касается федеральных дорог, то безусловным приоритетом с точки зрения производства работ мы оставляем содержание и ремонт. Просто помимо задачи удвоения объемов строительства, которую мы, безусловно, будем выполнять, в приоритете стоит ремонт и содержание федеральных трасс. До конца 2018 года 85% протяженности федеральной автодорожной сети должны соответствовать всем транспортным и эксплуатационным параметрам. 

— С 15 ноября начинается сбор платы с грузовиков массой 12 тонн. Куда пойдут эти деньги? 

Да, в проект бюджета прогнозируемые поступления от действия системы уже вписаны — и в доходную, и в расходную части. 32 млрд из прогнозируемых 39,9 млрд руб. пойдут в регионы на поддержку ГЧП-проектов и на ремонт, строительство и реконструкцию уникальных сооружений. Оставшиеся 7,9 млрд руб. — это плата концессионеру за его деятельность. То есть все собранные средства направляются сначала в федеральный бюджет, а уже оттуда распределяются в предусмотренном законодательством порядке. 

— В этом году в результате налогового маневра дорожный фонд, что называется, "просел". Будет ли этот дефицит компенсирован в следующем году? 

— В следующем году, как и планировалось, мы не предоставляем компенсацию за введение налогового маневра, в этом году это был 21 млрд руб. В 2016 году этой позиции нет, она не предусматривалась ни в текущем трехлетнем бюджете, ни в новом проекте. Но сохраняется поддержка региональных дорожных фондов в размере 62 млрд руб. на удвоение строительства и реконструкции дорог. Также предполагается расширение направлений их использования в части ремонтов.

— Какова в целом ситуация с финансированием региональных дорог? 

— Мы с вами уже говорили о чемпионате 2018 года, он сохраняется в приоритетных задачах. Кроме того, сохраняется дальневосточная программа. Каких-то новых грандиозных проектов нет. 

Нужно отдельно сказать о сельских дорогах, это очень важно. В текущем году на эти цели расходуются 4,5 млрд руб. в виде поддержки региональных дорожных фондов, а в 2016 предусмотрено уже 7,5 млрд руб. Ожидаем, что в этом году регионалы сдадут муниципальные дороги — около 430 км, а вот в следующем году речь идет уже о 700 км. Благодаря этой целевой поддержке удалось сделать 2 тыс. км именно сельских дорог, и это были подъезды к населенным пунктам. По нашим подсчетам более 220 тыс. человек получили дороги с твердым покрытием.

— В 2015 году впервые была применена схема выделения денег регионам на дорожное хозяйство при условии заключения местными властями договоров о транспортном обслуживании населения с пригородными железнодорожными компаниями. Как вы считаете, этот опыт удачный? Будет ли подобная схема использоваться в 2016 году? 

— Думаю, что да. Вопрос пока обсуждается, могут поменяться условия. Возможно, регионы будут обязаны не только урегулировать отношения с пригородными пассажирскими перевозчиками, но еще и составить транспортный план. На мой взгляд, недовольство региональных дорожников можно понять, ведь из-за этого в 2015 году произошла некая задержка с переводом средств. Но, во-первых, это был первый год работы по подобной схеме, во-вторых, ничего критичного не произошло. Ну и в-третьих, региональные транспортники очень удачно вышли на диалог с железнодорожниками. И хотя в этом году стояла задача урегулировать сразу весь прошлый период, текущий год и 2016 год и завершить тарифное регулирование, но если ситуация осталась до конца не решенной, то велика вероятность повторения условий.