Изображения

Обычная версия

Почему действуют одновременно два постановления - №934 о возмещении вреда в счет перевозок тяжеловесных и негабаритных грузов и №504 о взимании платы в счет возмещения вреда федеральным трассам транспортными средствами с разрешенной массой выше 12 тонн? Как разграничиваются сферы их регулирования?

09 июля 2013, 17:50

Указанные ниже нормативные правовые акты

1. Постановление Правительства РФ № 504 от 14.06.2013 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» (далее - постановление Правительства РФ № 504);

2. Постановление Правительства РФ № 934 от 16.11.2009 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» (далее – постановление Правительства РФ № 934) регулируют различные по правовой природе механизмы.

Так, постановление Правительства РФ № 504 распространяется на правоотношения, регулирующие процесс взимания платы с транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и осуществляющих движение по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Плата, установленная для владельцев таких транспортных средств, имеет компенсационный характер и направлена на возмещение причиненного автомобильным дорогам общего пользования федерального значения нормативного ущерба.

Постановление Правительства РФ № 934 регулирует правоотношения, возникающие при взимании платы с транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов, вне зависимости от вида автомобильной дороги (федеральная, региональная, межмуниципальная, муниципальная).

Для того, чтобы транспортное средство было признано субъектом правоотношений, регулируемых постановлением Правительства РФ № 934, оно должно отвечать следующему ключевому признаку: его масса (с грузом или без) должна превышать допустимую массу транспортных средств и (или) допустимые осевые нагрузки. При этом, такая обязанность будет возникать даже у транспортного средства, максимальная разрешенная масса которого менее 12 тонн. В таком случае транспортное средство должно получать специальное разрешение на движение. Таким образом, Ключевыми отличиями в правовой природе данного вида платы от платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами с разрешенной массой свыше 12 тонн, являются:

  • Сверхнормативный характер ущерба, причиняемого автомобильным дорогам – особое правовое регулирование связанно с особыми обстоятельствами движения транспортного средства (повышенная опасность для других участников дорожного движения, повышенная нагрузка на дорожное полотно и т.д.);
  • Разрешительный характер движения транспортных средств – движение транспортного, осуществляющих перевозку негабаритных, опасных или тяжеловесных грузов по общему правилу запрещено и допускается только при наличии специального разрешения.

    Различие характера платы и целей регулирования приведены на таблице ниже.

НПА

Характер платы

плательщики

Постановление Правительства РФ
№ 504

Компенсационная плата за нормативный (допустимый) ущерб

Только транспортные средства с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, движущиеся по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения

Постановление Правительства РФ
№ 934

Плата за выдачу специального разрешения за превышение допустимой массы транспортных средств и (или) допустимые осевые нагрузки

Любые транспортные средства, масса которых превышает допустимую массу транспортного средства и (или) допустимые осевые нагрузки

Таким образом, субъекты постановления Правительства РФ № 934 и постановления Правительства РФ № 504 могут не совпадать. Так, обязательство по постановлению Правительства РФ № 934 может возникнуть даже в случае, если максимальная разрешенная масса транспортного средства менее 12 тонн. Однако стоит учитывать, что, например, если разрешенная максимальная масса транспортного средства составляет свыше 12 тонн и одновременно превышает допустимую массу указанного транспортного средства и (или) допустимые осевые нагрузки, и при этом транспортное средство осуществляет движение по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, такое транспортное средство должно исполнять оба постановления.