Регион: Вся Россия

Выбор региона

Выберите ваш регион из списка или найдите по поиску

подтвердить

Авторизация

Если у вас еще нет учетной записи, зарегистрируйтесь

Электронная почта

Пароль

Забыли пароль?

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, куда будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.

Электронная почта

Регистрация

Если у вас уже есть учетная запись, войдите

Фамилия

Имя

Отчество

Индекс

Почтовый адрес

Электронная почта

Пароль

Повторите пароль

Заключение об оценке регулирующего воздействия на проект приказа Росавтодора «О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в 2016 году»

Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1318 (далее – правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект приказа Росавтодора «О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в 2016 году» (далее – проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Росавтодором (далее – разработчик), и сообщает следующее.

Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.

В 2013, 2014 и 2015 годах Минэкономразвития России проводило оценку регулирующего воздействия проектов приказов Росавтодора аналогичного содержания.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=43007.

Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок со 2 декабря 2015 г. по 15 декабря 2015 г., а также проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее – сводный отчет) в срок с 30 декабря 2015 г. по 3 февраля 2016 г.

Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 правил проведения оценки регулирующего воздействия проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской деятельности. В ходе публичных консультаций были получены отзывы от Российского автотранспортного союза, НП «Логистика и автоперевозки  Татарстана». Позиции, представленные в рамках публичных консультаций, учтены при подготовке настоящего заключения.

На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.

Вместе с тем к проекту акта могут быть представлены следующие замечания.

1. С 15 ноября 2015 года введена в действие система взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, доходы от которой должны зачисляться в дорожный фонд федерального значения.

Таким образом, увеличение объема дорожного фонда, из которого финансируется капитальный ремонт автомобильных дорог федерального значения, оценивается в размере около 39 млрд. рублей. Принимая во внимание, что в соответствии с нормативами денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилами их расчета, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. № 539, стоимость капитального ремонта 1 км автомобильной дороги федерального значения в 2015 году оценивалась в порядка 33 млн. рублей, на сумму дополнительного дохода, полученного от системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, можно дополнительно отремонтировать 1181 км дорог федерального значения.

Учитывая изложенное, считаем возможным пересмотреть список участков автомобильных дорог федерального значения, на которых вводится временное ограничение движения транспортных средств в весенний период, с целью исключения из него участков с наименьшей протяженностью, в связи с возможностью их ремонта в приоритетном порядке.

2. С 1 июля 2015 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 12 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» (далее – постановление № 12), увеличившее размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.
В соответствии с позицией Минтранса России принятие постановления № 12 было направлено на стимулирование перевозчиков к перевозке грузов транспортными средствами в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации нормами осевых нагрузок и массы транспортного средства.

Кроме того, целью принятия постановления Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» (далее – постановление № 504) являлось обеспечение полной компенсации вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную  массу свыше 12 тонн.

Таким образом, постановлением № 12 и постановлением № 504 введены дополнительные экономические методы воздействия на перевозчиков, оказывающие непосредственное влияние на сокращение рентабельности перевозок в целом и тяжеловесных грузов в частности, что в совокупности с общей неблагоприятной экономической ситуацией, может повлиять на сокращение данного вида перевозок в общем грузообороте, осуществляемом всеми видами транспорта.

Так, по данным Росстата, в январе 2016 года зафиксирован спад грузооборота и снижение объемов грузов, перевезенных автомобильным транспортом, на 3,2 % и 1,9 % соответственно. При этом общей тенденцией, характеризующей динамику развития российский рынок автомобильных грузоперевозок за последнее десятилетие, является значительная доля в общем объеме грузоперевозок (68 % совокупного объема перевезенных грузов) с тенденцией к снижению объемов перевозок с одновременным увеличением дальности перевозок. 

Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что грузовые перевозки автомобильным транспортом являются наиболее востребованными на средние и ближние расстояние, направленные на удовлетворение потребности в доставке грузов в места, где не развита или отсутствует инфраструктура остальных видов транспорта, введение дополнительных ограничений в данном секторе экономики должны проводится с учетом последствий от уже введенных дополнительных мер экономического воздействия, а также принимая во внимание интенсивность перевозок тяжеловесных грузов на определенных направлениях. Однако разработчиком ни в сводном отчете, ни в поясняющих документах не приведены оценки указанных выше последствий для отрасли грузовых перевозок автомобильным транспортом.       

3. Как отмечается разработчиком в одном из пунктов сводки предложений по итогам публичного обсуждения текста проекта акта, разработчик рекомендует перевозчикам использовать ряд решений проблемы ограничения движения транспортных средств по участками автомобильных дорог федерального значения, в том числе использование малотоннажного транспорта и других видов транспорта для доставки грузов.

В этой связи отмечаем, что использование транспортных средств, отличных от транспортных средств, максимальная разрешенная масса которых превышает 12 тонн, может привести к увеличению объемов недополученной платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
При этом разработчиком не проанализированы последствия изменения количества транспортных средств массой свыше 12 тонн как для федерального бюджета, так и для исполнения концессионных обязательств Российской Федерации.

5. Проектом акта предусмотрено введение временного ограничения движения транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения с асфальтным покрытием в летний период с 20 мая по 31 августа 2016 года при определенных температурных значениях.
Необходимо отметить, что по сравнению с аналогичными приказами 2015, 2014, 2013 годов указанный период увеличен (составляет 104 дня), при этом обоснований увеличения периода введения ограничений разработчиком не приведено.

4. Минэкономразвития России в 2014 году проводило экспертизу приказа Минтранса России от 12 августа 2011 г. № 211 «Об утверждении Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам» (далее – приказ № 211), во исполнение которого осуществляется подготовка проектов приказов Росавтодора о введении временных ограничений движения транспортных средств.

По итогам проведенной экспертизы Минэкономразвития России отмечало необходимость реализации следующих мер:

- осуществление координировании действий по установлению временных ограничений движения на автомобильных дорогах федерального и регионального значения;
 - размещение в открытом доступе информации о техническом состоянии автомобильных дорог.

Отмечаем, что до настоящего момента необходимые изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации не внесены.

Так, за 5 лет введения временных ограничений движения транспортных средств по автомобильных дорогах не реализована основная задача - обеспечение должного информирования о введении сезонных ограничений на определенных участках автомобильных дорог, не обеспечена разработка удобного информационного сервиса. Информирование обеспечивается путем размещения на официальных сайтах Росавтодора и подведомственных организаций общей информации о вводимых ограничениях. Указанная практика нормативно закреплена в проекте акта.

Так, абзацем 4 пункта 3 проекта акта Управлению строительства и эксплуатации автомобильных дорог поручено разместить на официальном сайте Росавтодора в сети «Интернет» информацию о введении временного ограничения движения, в частности, в летний период, за 30 дней до начала такого временного ограничения. Следовательно, изначально предполагается, что такой информацией Управление строительства и эксплуатации автомобильных дорог будет обладать за 30 дней до установления температурных значений, превышающих 32 градуса С.

Данная мера является недостаточной, учитывая, что ограничение в летний период должно производиться с учетом изменения температурных значений, а, следовательно, вероятность наступления соответствующих условий может меняться ежедневно, что требует от уполномоченных организаций оперативного реагирования, наличия информативного сервиса с возможностью изменения информации в ежедневном режиме, организации незамедлительной установки соответствующих дорожных знаков и организации объездов или мест для стоянки транспортных средств, ожидающих наступления 22 часов.

Также необходимо отметить, что, несмотря на внесенные приказом Минтранса России от 16 сентября 2015 г. № 278 «О внесении изменений в Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 августа 2011 г. №  211» дополнения относительно необходимости информирования о возможных маршрутах объезда, в проекте акта указанная мера не нашла свое отражение.

Пунктом 4 вводится обязанность руководителей уполномоченных организаций в части информирования только о причинах и сроках временного ограничения, а также обеспечения установки после введения ограничений и демонтажа после прекращения периода временных ограничений движения транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения дорожных знаков 3.12 «Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства» со знаками дополнительной информации (таблички) 8.20.1 и 8.20.2 «Тип тележки транспортных средств». При этом информирование о путях объезда с установкой соответствующих дорожных знаков проектом акта не предусматривается. 

Кроме того, разработчиком в проекте акта не предусматривается размещение информации о техническом состоянии автомобильных дорог и о причинах отбора определенных участков, что является обоснованием причин введения ограничений, несмотря на наличие указанной обязанности в приказе № 211.

Учитывая, что до настоящего времени ключевые риски правоприменения приказа № 211 Минтрансом России не устранены, вводимые проектом акта ограничения сопряжены с затруднением ведения предпринимательской деятельности, а непроработанность вопросов информирования заинтересованных лиц о введении временных ограничениях движения транспортных средств и реализации всех компенсирующих мероприятий, в том числе организации путей объезда, способствует возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности.

6. Учитывая, что в преамбуле проекта акта в качестве основания для его разработки поименовано только Положение о Федеральном дорожном агентстве, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. № 374, а в тексте проекта акта не содержатся ссылки на приказ № 211, по мнению Минэкономразвития России, в целях обеспечения должного информирования широкого круга заинтересованных лиц о наличии исключений вводимого временного ограничения движения транспортных средств, перевозящих определенные грузы, целесообразным является наличие ссылки на соответствующую норму приказа № 211, либо включение указанных исключения в текст проекта акта.

Таким образом, по результатам оценки регулирующего воздействия проекта акта установлено, что в проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

— Разместил/а Минина Ирина , 16 декабря 2016, 18:14 , отредактировано 03 апреля 2017, 17:04