Регион: Вся Россия

Выбор региона

Выберите ваш регион из списка или найдите по поиску

подтвердить

Авторизация

Если у вас еще нет учетной записи, зарегистрируйтесь

Электронная почта

Пароль

Забыли пароль?

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, куда будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.

Электронная почта

Регистрация

Если у вас уже есть учетная запись, войдите

Фамилия

Имя

Отчество

Индекс

Почтовый адрес

Электронная почта

Пароль

Повторите пароль

Международная практика

Международная практика организации системы взимания платы с грузового автотранспорта

Основа единого законодательства ЕС по дорожным сборам была заложена в 1993 году Директивой 93/89/ЕЕС «О налогообложении автотранспортных средств, используемых для перевозок грузов, и о взимании сборов за пользование объектами транспортной инфраструктуры». На европейском уровне она стала первой Директивой по взиманию платы за использование дорожной инфраструктуры, регламентирующей применение системы «Евровиньетка». Фактически Директива 93/89/ЕЕС носила «рамочный характер» и не предписывала конкретных способов реализации изложенных в ней принципов, не содержала методологии расчета ставок сборов, оставляя это на усмотрение каждой отдельной страны. Вместе с тем директива определила следующие ключевые понятия:

• Понятия покилометрового (toll) и временного (user charge) сбора за пользование инфраструктурой;

• Типы объектов транспортной инфраструктуры, за пользование которыми взимаются сборы;
• Категории автотранспортных средств, с которых взимаются сборы (грузовые автомобили и автопоезда с максимальной разрешенной массой не менее 12 тонн);

• Принципы дифференциации сборов за пользование инфраструктурой, а также налогов на автотранспортное средство;

• Принципы взимания сборов;

• Минимальные ежегодные размеры налогов на автотранспортные средства и максимальные ежегодные размеры сборов;

• Порядок сотрудничества государств, пожелавших ввести на своей территории единый порядок взимания сборов.

В 1995 году эта Директива была отменена решением Европейского суда из-за того, что при ее принятии был нарушен установленный порядок согласования. По решению суда, Директива оставалась в силе до принятия нового документа.

В 1999 году ее сменила Директива 1999/62/ЕС «О взимании сборов с тяжелых грузовых автомобилей за пользование транспортной инфраструктурой». Данная Директива, в основном, повторяла предыдущий документ, за исключением ряда существенных дополнений, касаемо возможностей дифференциации покилометровых сборов в зависимости от времени суток и дифференциации повременных сборов в зависимости от экологического класса автотранспортного средства.

Ключевые принципы, изложенные в Директиве 1999/62/ЕС следующие:

- недискриминационный характер установления ставок сборов (единые ставки сборов для местных и иностранных перевозчиков);

- ставки сборов могут быть назначены не выше ограничений, указанных в Директиве 1999/62/ЕС;

- средневзвешенная ставка сборов должна отражать затраты на строительство, эксплуатацию и развитие дорожной сети;

- платежной базой должна быть величина, отражающая интенсивность использования дорожной инфраструктуры (период времени использования дорожной инфраструктуры, либо километр пробега);

- возможность дифференциации ставок в соответствии с характеристиками автотранспортного средства, влияющими на ущерб, причиняемый объектам дорожной инфраструктуры, окружающей среде и здоровью населения (грузоподъемность, экологический класс).

15 декабря 2005 года Европейский Парламент принял решение, выработанное представителями Совета министров транспорта и Комитетом по транспорту Европейского Парламента (TRAN) по правилам взимания платы с транспортных средств. Голосование в Европейском Парламенте 15 декабря 2005 года и формальное одобрение министрами транспорта 27 марта 2006 года завершило период двухлетних обсуждений этой версии документа в Европейском Парламенте и Совете по транспорту. Новые правила, отраженные в Директиве 2006/38/ЕС, вступили в действие 9 июня 2006 года.

Директива 2006/38/ЕС регламентирует следующие ключевые моменты:

- возлагает обязанность на страны-члены ЕС, которые уже имеют или хотят внедрить систему сборов платежей, взимать сборы со всех транспортных средств, чья масса превышает 3,5 тонны, при передвижении по дорогам, входящим в общеевропейскую автодорожную сеть TEN-R;

- дает право странам-членам ЕС до 2012 года принять решение о выводе из схемы оплаты транспортные средства массой от 3,5 до 12 тонн;

- дает право странам-членам ЕС взимать сборы на всей национальной дорожной сети. Новая Директива устанавливает правила по дорожным сборам с транспортных средств, чья масса превышает 3,5 тонны, на всей сети TEN-R. Со всех остальных транспортных средств массой менее 3,5 тонн за проезд по дорогам не входящим в сеть TEN-R может взиматься оплата в соответствии с правилами Соглашения;

- дает право странам-членам ЕС вводить «сборы с пользователей» для борьбы с перегруженностью и загрязнением, превышающие средневзвешенное значение;

- дает право странам-членам ЕС принимать решение о том, как использовать доходы от взимания сборов;

- дает право странам-членам ЕС варьировать сборы на основании дня недели, времени суток, классов по выбросам «Евро» или выбросам РМ/NOx c 2010 года.

В настоящий момент в странах-членах ЕС используются различные системы сбора платы с грузовых автомобилей за проезд по сети магистральных дорог.

К основным типам систем можно отнести:

• повременную систему сборов платежей (система «Евровиньетт»)

Система «Евровиньетт» была введена в эксплуатацию в начале 1993 года, действует в Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Дании и Швеции. «Евровиньетт» разработана с целью гармонизации налогов на большегрузный транспорт в странах Европейского союза. Основное преимущество системы в том, что ее реализация возможна без применения сложных и дорогостоящих технических средств. Типичные временные интервалы временного разрешения (знаков оплаты) на проезд транспорта – сутки, неделя, месяц, год. До 2003 года «Евровиньетт» функционировала в Германии, но была изменена на систему покилометрового сбора платежей.

• покилометровую систему сбора платежей

Система функционирует в Германии, Швейцарии, Австрии, Италии и прочих странах-членах ЕС. Ключевой характеристикой покилометровой системы сборов является наиболее эффективный и справедливый принцип перераспределения платы конечного пользователя автомобильной дороги в зависимости от его воздействия на дорожное полотно. Технологически система реализована на базе беспроводных систем наземного базирования, с использованием технологии DSRC.

• систему сбора дорожных пошлин с грузовых автомобилей (Toll Collect)

Была запущена в эксплуатацию в Германии в начале 2005 года. Сбором облагаются все тяжелые грузовые транспортные средства разрешенной массой не менее 12 тонн, передвигающиеся по федеральной сети автобанов и автомобильным дорогам федерального подчинения. Администрирование системы возложено на совместное предприятие Toll Collect (Франция – Германия). Размер сборов дифференцируется в зависимости от количества мостов транспортного средства и класса токсичности. Технически система реализована с применением спутниковых средств позиционирования. Отличительной характеристикой системы Toll Collect является отсутствие необходимости ограничения скорости и остановки транспортных средств, для целей реализации процедур контроллинга.

Таблица: общая характеристики систем
сбора платежей в странах-членах ЕС

Характеристики
Австрия
Германия
Швейцария
Италия
Чехия
Тип системы сборов
покилометровая
покилометровая
дорожный сбор
покилометровая
дорожный сбор
Транспортные средства
> 3,5 тонн (временная виньетка для транспортных средств < 3,5 тонн)
> 12 тонн
> 3,5 тонн
Все транспортные средства
> 3,5 тонн
Сеть
Автомагистрали и некоторые дороги
Автомагистрали
Все дороги страны
Часть сети автомагистралей (5600 км)
Автомагистрали, скоростные дороги (740 км)
Дифференциация
В общем:  Класс ТС (оси)
Дополнительно: Тип дороги (горные участки), Время (день/ночь)
Класс ТС (оси), выбросы (класс Евро)
Максимальный вес и класс ТС по выбросам
Класс ТС (оси)
Оси, класс по выбросам (ЕВРО 0 – ЕВРО 3+), день/ночь

Стоит отметить, что в соответствии с Директивами ЕП и СЕ №1999/62/ЕС от 17 июня 1999г. (с учетом изменений, внесенных Директивой 2006/38/ЕС), происходит процесс перехода от системы виньеток и пунктов сбора платы к более эффективным системам контроля и позиционирования относительно наземных и спутниковых систем.

Не смотря на то, что в настоящее время в разных странах функционируют различные системы сбора платежей с грузовых автомобилей за пользование дорожной инфраструктурой, можно выявить следующие общие основные тенденции их развития:

- собранные средства направляются на финансирование развития иных видов транспорта;

- происходит поэтапное повышение ставок платежей для конечных пользователей автомобильными дорогами;

- расширяется перечень плательщиков (привлечение к оплате легких грузовых и легковых автомобилей);

- пересматривается существующее налоговое законодательство с целью поэтапного, по мере увеличения ставок дорожных сборов, снижения налогов на топливо и на транспортное средство.

Учитывая тенденции и принципы, которых придерживаются иностранные государства в рамках транспортной политики в целом и развития систем взимания платы за пользование автомобильными дорогами в частности, можно с уверенностью сказать, что во главу угла ставится лозунг «Пользователь платит пропорционально наносимому ущербу».

— Разместил/а , 26 апреля 2014, 02:29 , отредактировано 19 декабря 2016, 04:05